Премьера «Отелло» на сцене великолукского театра состоится 27 марта
0 73 фотоНовый спектакль по пьесе Уильяма Шекспира в Великих Луках ждали уже давно — еще в начале сезона главный режиссер театра Павел Сергеев пообещал как-то отметить юбилейную дату и надо сказать, результат превзошел все ожидания.
Едва оказавшись в зале, искушенному зрителю становится понятно, что его ждет не просто спектакль, а путешествие во времени, ведь режиссеру-постановщику Павлу Сергееву и художнику-постановщику Галине Антоненковой удалось малыми средствами воссоздать иллюзию настоящего шекспировского театра. Как и в те далекие времена авансцена выдвинута практически в середину зрительного зала, здесь, как и во времена Шекспира, нет занавеса и декораций, а все действо строится на мизансценах и монологах.
В театре «Глобус», в котором работал английский классик, роль декораций выполнял раздвижной занавес, отделяющий заднюю часть сцены, в постановке Павла Сергеева этот эффект по своему эмоциональному воздействию на зрителя усиливается с помощью светового оформления спектакля.
В начале пьесы зритель становится свидетелем растущей любви Отелло и Дездемоны, восторженные монологи влюбленных подкрепляются светлыми, умиротворяющими оттенками зеленого, золотого, белого. Музыкально-пластические интермедии, костюмы героев — все способствует созданию ощущения радости, счастья под южным солнцем Венеции, а затем Кипра. По мере развития интриг, сплетаемых Яго словно в паутину, меняется и световое решение. «Кромешный ад и ночь должны мне в моем замысле помочь», — снова и снова звучат со сцены слова «честного Яго», как заклинание и обещание беды.
Отелло, несмотря на всю доблесть и мужество, проявленные в боях, в мирной жизни оказывается игрушкой в руках злодея. И, если в Венеции все спорные ситуации может разрешить мудрый дож, у которого все: голос, интонация и даже положение рук во время разговора напоминают о весах самой Фемиды, умиротворяя и сводя к минимуму любой конфликт и несправедливость, то на Кипре влюбленный, доверчивый, наивный мавр оказывается бессилен перед злой волей Яго.
Хаос в мыслях и поступках ослепленного ревностью Отелло усиливается — «ревнивца убеждает всякий вздор», он уже не может противиться своим эмоциям. Ненависть и злоба, обида и отчаяние наполняют его сердце, и вот в световых декорациях преобладает серый цвет отчаяния и красный цвет губительной страсти. Зритель вслед за Отелло погружается в бездну мучительных сомнений.
Монологи смятенного Отелло лишь на мгновение сменяются невинными речами Дездемоны, не подозревающей о буре, которая творится в душе возлюбленного. Остроты восприятию добавляют подлые слова фата и злодея Яго, которые каждый раз звучат так, словно исходят из уст самого змея-искусителя, он не говорит, а будто сплевывает яд, которым пропитаны все его мысли и действия. Яго издевается над всеми участниками событий: простаком Родриго, доверчивым Кассио, влюбленной Бьянкой, даже верной своей женой Эмилией, вовлекая каждого в свои игры.
На фоне разворачивающихся событий, темп которым задают и интермедии и постоянно перемещающиеся по залу герои, (что опять же переносит нас в эпоху Шекспира, когда зрители словно становились непосредственными участниками событий на сцене), особую роль занимают монологи героев. Удивительно, но слова героев трагедий Уильяма Шекспира, написанные еще в 17 веке не потеряли своей актуальности и в наши дни, что еще раз напоминает вдумчивому зрителю о том, что природа человека не меняется в зависимости от времени и пространства — меняются лишь декорации и действующие лица.
Так, многим современным женщинам окажутся близки слова жены Яго Эмилии:
«А все ж в изменах жен виной мужья, когда они, забыв свой долг, кладут в чужое лоно наше достоянье, или впадают в мнительную ревность и мучат нас; когда они нас бьют иль, рассердясь, дают нам меньше денег, тогда мы злимся и, хоть сердцем кротки, способны мстить. Пусть ведают мужья, что и у жен есть чувства: нюх и зренье, а в небе — вкус на кислоту и сладость, как у мужей.Когда они меняют нас на других — что это? Развлеченье? Должно быть, да. Иль здесь повинна страсть? Должно быть. Иль непостоянство? Тоже. А нам, спрошу я, незнакомы страсти, непостоянство, тяга к развлеченьям? Так пусть мужья нас берегут и знают, что злом своим, и нас на зло толкают».
Отношения Дездемоны и Отелло развиваются по знакомому и людям в 21 веке сценарию: пылкая влюбленность и готовность все сделать для любимого человека сменяется каждодневными заботами. Отелло, погруженный в дела государства, настолько горд, что не способен говорить о своих чувствах напрямую с женой, в результате ослепленный ревностью он доверяется злодею, ищет доказательств ее неверности через посредника, оставляя жене лишь догадки и постыдные намеки. Непонимание между супругами, приправленное едкими замечаниями подлого Яго: «Ведь каждый бородач, который впрягся, быть может, тянет тот же груз. Мильоны ложатся ночью в общую кровать, а верят, что — в свою. Ваш случай — легче. То — хитрость ада, сверхиздевка беса — на верном ложе, обнимая шлюху, считать ее святой», достигает высшей точки и приводит к печальному финалу.
Новая постановка Павла Сергеева по пьесе одного из величайших драматургов мира, несомненно, станет одним из значимых спектаклей в репертуаре великолукского драматического театра и полюбится не только ценителям театрального творчества, но и профессионалам.
В спектакле «Отелло» заняты актеры:
Дож Венеции — Евгений Петров
Брабанцио, сенатор — заслуженный артист России Анатолий Иванов
Грациано, брат Брабанцио — Владимир Иванов
Лодовико, родственник Брабанцио — Игорь Николаев
Отелло, благородный мавр, на службе Венецианской республики — Максим Лачков
Кассио, его лейтенант — Денис Осинин
Яго, его поручик — заслуженный артист России Павел Сергеев
Родриго, венецианский дворянин — Александр Тузиков
Монтано, предшественник Отелло по управлению Кипром — Василий Владимиров
Дездемона, жена Отелло, дочь Брабанцио — Елизавета Пономарева, Людмила Бортко
Эмилия, жена Яго — Светлана Кузнецова
Бьянка, куртизанка, возлюбленная Кассио — Людмила Бортко, Елизавета Пономарева
Горожане Кипра — Елена Владимирова, Алина Гетьман, Людмила Сызранцева, Яна Козлова
Гвардейцы — Александр Минжонок, Сергей Сероштанов
Комментарии