Они все такие разные - молодые и «новые», как подчеркнул на встрече с публикой главный режиссёр Великолукского драматического театра Павел Сергеев, говоря о тех, кто впервые ступил на его сцену, а также, называя имена тех артистов, дебют которых уже состоялся в театрах других городов. И поскольку актёрская профессия, по определению, кочевая, то даже вообразить себе, что служители Мельпомены обойдутся без постоянного творческого поиска и перемены мест, невозможно.
Итак, на очередную встречу со зрителем пришли Татьяна Левина, Екатерина Кудаева, Михаил Морозов, Любовь Пулькина, Екатерина Митина, Алексей Годин, Павел Беляев и Юрий Савельев. Примечательно, что география городов, где они жили, учились, работали, весьма разнообразна, и каждый актёр постарался с любовью рассказать о них. Но, прежде чем началось знакомство с их биографиями, «племя младое, незнакомое» выступило в оригинальном пластическом перфомансе, где артисты и артистки, облачённые в чёрные одежды, превращались в живописные деревья, самозабвенно передавали сцены любовной страсти, измены, ревности, страдания из-за потери любимого человека. До этого зритель видел некоторых из них лишь в сказке «Кащей Бессмертный» и в комедии К. Гольдони «Невеста по объявлению», где и М. Морозов, и Т. Левина, и Е. Кудаева, и Л. Пулькина, согласно сущности их героев, создавали строго заданный режиссёром сценический рисунок. Теперь же началось узнавание их с другой стороны, и были они уже сами себе режиссёры.
После представления, когда актёры сели полукругом и вновь оказались лицом к лицу со зрителем, на них буквально обрушился шквал записок из зала. «Откуда вы приехали, где учились?» - любопытствовали авторы одной из них. «Какая у вас мечта, кого бы хотели сыграть?» - спрашивали в другой. «Понравился ли вам город Великие Луки?» - интересовались в третьей записке... В рамках 95-летия городского драмтеатра все эти вопросы выглядели далеко не праздными. Великолучане - патриоты своего города-воина, и им, действительно, было важно узнать, какие силы влились в юбилейном сезоне в труппу старейшего на Северо-Западе театра.
Оказалось, Татьяна Левина родом из Курска, Екатерина Кудаева - из Липецка, но обе окончили Воронежскую государственную академию искусств. Михаил Морозов и Любовь Пулькина по образованию - режиссёры, окончившие Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ, Алексей Годин приехал из Владивостока, Павел Беляев - из Красноярска, Екатерина Митина - из Луганска, где она играла в театре, и, по известным причинам, была вынуждена покинуть этот один из городов сражающегося Донбасса. Артист Юрий Савельев, которого юные зрители скоро увидят в сказке «Золушка» Ш. Перро в роли короля, а также - в «Свадьбе Кречинского»
А. Сухово-Кобылина в роли ростовщика, прибыл в Великие Луки с Украины, где служил в театрах Киева и Львова, хотя родился в Эстонии.
- Уничтожение русской культурной среды на Украине происходило в течение десятилетий, - с горечью рассказывал Юрий Евгеньевич, - и Театр Советской армии, в котором я успешно работал, со временем стал называться Театром Украинской армии. Потом на его сцене запретили постановку русских пьес, а ещё позже - его просто закрыли. Русский язык во Львове, как и русская культура вообще, стали целенаправленно изгоняться. И все мы видим, что сегодня происходит и на западе Украины, и на юго-востоке, и в Киеве...
- Впрочем, мне повезло, - продолжал артист, - повезло с хорошими режиссёрами и работами: я играл Тузенбаха в чеховских «Трёх сёстрах», Шарикова в булгаковском «Собачьем сердце». А «боевое крещение» принял в спектакле «Соловьиная ночь» В. Ежова, где я, сценический сержант Бородин, влюбившийся в немку и несущий её на руках, вдруг вместе с нею сорвался с обрушившегося трёхметрового пандуса... Поэтому молодым артистам я хотел бы лишь напомнить, что в нашей профессии бывают не только розы, но и шипы.
А молодые артисты, возможно, пока и не задумывающиеся об этих шипах, непринуждённо рассказывали о себе. К примеру, тонкая, удивительно пластичная Е. Митина уже успела сыграть на сцене театра, там, в оставшемся в прошлом Луганске, роль, о которой каждая начинающая актриса может только мечтать. Нина Арбенина в поэтической драме
М. Лермонтова «Маскарад» - действительно серьёзная заявка. Сейчас же, как призналась Екатерина, ей хотелось бы сыграть что-нибудь древнегреческое. И было понятно, что наиболее близкой по жанру для этой девушки, по тому, что она ощущает, вспоминая объятые войной земли Донбасса, окажется трагедия. Еврипид, Софокл, а, может быть, и вариации на тему Троянской войны, созданные драматургами более позднего времени.
В свою очередь, о том, что он любит пантомиму, воодушевлённо говорил М. Морозов, начавший выступать на сцене с детства. Обучаясь на IV курсе академии искусств, он попробовал себя на роль Альбера в отрывке из «Скупого рыцаря» А. Пушкина и загорелся желанием полностью сыграть в этой знаменитой трагедии.
- Конечно, на великолукской сцене мы будем играть всё то, что идёт к нам в руки, играть с трепетом, - сказала актриса Е. Кудаева. - Но если говорить о мечте... всё-таки я хотела бы сыграть роль Сони в чеховской пьесе «Дядя Ваня». Мне этот образ очень близок по духу.
Когда Екатерину спросили о том, «сколько надо учиться на артистку», она ответила: «С девяти утра до четвёртого курса. Потом - в театре». А затем, говоря о первых впечатлениях, навеянных посещением великолукских достопримечательностей, серьёзно добавила:
- Когда мы подошли к могиле Александра Матросова и увидели мощный памятник над нею, то больше всего нас поразили его глаза. Как они смотрели на нас!..
Поскольку ведущим встречи выступал главный режиссёр театра-юбиляра, заслуженный артист России Павел Сергеев, то он, явно подбадривая молодёжь, сказал им одну вещь: «В актёрской профессии не всё бывает гладко. Что-то сбудется, что-то, о чём мечтали раньше, нет. Но вы станете старше и продолжите свой путь, который обогатит вашу профессиональную копилку. До 30 лет артист имеет право на ошибки, и только тогда, когда он перешагнёт этот рубеж, можно будет говорить о том, состоялся он на сцене как профессионал или не состоялся».
Но как бы то ни было, Татьяна Левина также поделилась со зрителем и режиссёром своей мечтой: она давно хотела сыграть королеву Елизавету Английскую. Правда, теперь ей интересен образ любой сильной женщины.
Конечно, человеческих и актёрских монологов в тот вечер было произнесено немало. Говорили и о простом и насущном - о том, что хорошо бы улучшить условия проживания в общежитии, хорошо бы повысить зарплату, ведь на театрального артиста - человека, безу-
словно, публичного и узнаваемого в маленьком городе, буквально все смотрят. Оценивают не только, как он держится, но и как одет... Тем более, что замечательные профессионалы вырастают в провинции, а уже потом восходят на столичные сцены и киноэкраны.
Трудно ли быть актёром? На этот вопрос дал ответ самый опытный артист Юрий Савельев:
- Если к профессии относиться честно, - подчеркнул он, - то - да, трудно. Если по-настоящему делать роль, - то это большая внутренняя работа. И едешь ли ты в маршрутке, сидишь ли за обеденным столом, стоишь ли в очереди, всё равно - образ твоего героя не отпускает тебя ни на минуту. А главную оценку ему потом дадут зрители и партнёры по сцене.
- Безусловно, сцена меняет человека, - заключил Юрий Евгеньевич, - но бывает обратная связь. Если критично себя не оценивать, можно заиграться и в жизни. Но это уже другая история.
...Медленно гасли огни рампы. Сомкнулся над сценой тяжёлый занавес. Очередная встреча завершилась, став для кого-то настоящим мастер-классом, позволившим и юным артистам, и студийцам, и зрителям прикоснуться к чему-то сокровенному. Розы и хризантемы лежали у ног главных героев вечера, шипы пока ещё не вонзались в их ладони.
Людмила СКАТОВА
Фото Е. ВЛАДИМИРОВОЙ