Международный день театра - он выпал аккурат на середину минувшей недели - Псков отметил честно: театральной паузой. Но это молчание, по счастью, было недолгим: без театра (без хорошего театра…), как известно, город и не город вовсе, а просто населённый пункт.
Через три дня на сцену перед зрительным залом, в котором пустых мест не было, вышел человек и напомнил: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» Так народный коллектив «Театр слова» начал вечер-концерт, посвящённый 75-летию своего любимого режиссёра Леонида Изотова. Вначале было слово - Мы всегда знали, что настоящий театр - здесь, у Леонида Ивановича. Знали, конечно, что в Пскове есть ещё один театр - драматический имени Пушкина. Но настоящий - здесь, - рассказывал, волнуясь, Лев Шлосберг. И читал - не по-актёрски, «теряя» голос на концах фраз - добрый и длинный стих Андрея Вознесенского про малый зал той ещё, настоящей, прошлого века, Московской консерватории: «Этот зал имеет право хлопать посреди частей». И уверял, что, по сути, эти строки и про псковский театр Леонида Изотова. Потому что здесь - настоящее, потому что здесь можно было научиться понимать и любить русскую поэзию, а через неё и русский язык: «…ведь только через поэзию язык и понимаешь». Впрочем, о том, что всё вокруг Леонида Ивановича сложилось по-настоящему, даже постороннему, случайному на этом концерте человеку, сразу становилось ясно. По тому, как шла эта «юбилейная» встреча, и по тому, что даже официальные речи не могли её испортить. По тому, как в редких вокальных номерах зал подпевал актёрам. По тому, как зрители аплодировали, как окликали друг друга. По тому, наконец, как вышли на приступочку к сцене - «на общее фото» - причастные к «Театру слова» люди разных поколений, убеждений, профессий. Тот вон - редактор газеты, политик, депутат областного собрания, а этот - инженер, когда-то на радиозаводе работал, а где сейчас, не знаю; рядом - очень известный в Пскове дизайнер, а вон там, на галёрке - артист питерского театра музыкальной комедии; вон тот - поэт, так и живёт между Псковом и столицами. Ещё педагоги, врачи, разные служащие и рабочие - всех человек двести, наверное, и все с такой непритворной симпатией друг другу… И ведь эти люди - только малая часть псковского «Театра слова» за без малого сорок лет его существования. Но в ответ на вопрос о том, сколько же точно народа прошло через созданный им театр, юбиляр только руками разводит: ерунда, мол, какая - кто же считал! И вспоминает, как вначале отчаивался - не знал, что делать, когда на занятия разом приходит пятьдесят и больше человек. Завидовал жене-балетмейстеру, у которой в зале есть балетный станок. А потом придумал свой «театральный станок», и стало легче. И как «просто убивался» в первые годы, работая со своими воспитанниками над их дикцией. А потом понял, - работать надо в первую голову над тем, чтобы человеку, который на сцену выходит, смысл слова был понятен. И тогда он это слово, будьте покойны, донесёт до каждого в зрительном зале… 75 лет. Почти 50 спектаклей только в Пскове. Сейчас коллектив работает над ретро-композицией, над эдаким чёрным блюзом по стихам Ленстона Хьюза под гитару, фортепьяно и кларнет (фрагмент этой работы зрителям показали в конце праздничного вечера-концерта). А ещё были Блок, Лорка, Маяковский, Цветаева, Превер, Багрицкий… Тех, чьи стихи читали, тоже, впрочем не сосчитать. Настоящее, - оно чаще всего подсчёту как раз и не подвластно. Три века и десять дней музыки А ещё на этой неделе (точнее - в последние десять дней марта) в Пскове и вокруг звучала хорошая музыка. В области в очередной - в 39-й! - раз проводили фестиваль в память о двух великих русских композиторах - Николае Андреевиче Римском-Корсакове и Модесте Петровиче Мусоргском. В нынешнем году, впрочем, к этим двум именам прибавили и имена Сергея Васильевича Рахманинова, со дня рождения которого в марте исполнилось 140 лет. Торжественно открыли фестиваль большим симфоническим концертом в Великих Луках. Несомненным достоинством псковского Фестиваля русской музыки нужно считать то, что в его сферу оказываются вовлечёнными не только музыканты во множестве, но и те, кто классику «вживую» и в хорошем исполнении может услышать не часто. По традиции фестивальные концерты в эти дни прошли не только в крупнейших городах области, но и в далёких от областного центра Кунье и Плюссе, в мемориальных музеях-усадьбах. А великолепный скрипач из АвстрииЛуц Лесковец (игравший, кстати, на подлинной, вместившей в себя уже три с лишним века музыки скрипке Страдивари) выступал в Пскове, и в Пушкинских Горах - в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское». Выступление Государственного академического русского народного хора им. М.Е.Пятницкого Важно и то, что наряду с признанными профессионалами (такими, как, например, Владимир Кудашев - солист ГАБТА и «Новой оперы» имени Евгения Колобова, или Отар Кунчулиа, поющий на многих сценах мира; такими, как хор имени Пятницкого, в конце концов) в фестивале принимают участие и совсем юные музыканты. Не был исключением и нынешний фестиваль. В его рамках прошёл VПсковский открытый (международный) конкурс классических ансамблей. Конкурс был представительным: на сцену поднимались школьники и студенты из Пскова, Великих Лук, Опочки, Острова, Бежаниц, Пушкинских Гор, Дедовичей и из эстонской Нарвы - всего 57 камерных, фортепианных, вокальных и инструментальных коллективов. И победители этого конкурса наравне со взрослыми, выступали в фестивальных концертах - волнуясь и торжествуя. Юные конкурсанты на репетиции. Фото из архива Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова. Высокий уровень исполнения, но главное - музыкантскую ответственность, с одной стороны, и при этом яркую образность исполнения («играют сердцем»), с другой, отметила почти у всех псковских конкурсантов Ирина Васильева, председатель жюри в номинации «Фортепианный ансамбль», доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов. А Сергей Екимов - доцент факультета искусств Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств, член Союза композиторов России и председатель жюри у вокалистов, особо отметил репертуар конкурсантов. Констатировал: многие педагоги и их ученики с достойной похвалы смелостью берутся исполнять не только «апробированную» классику, но и сочинения композиторов конца ХХ - начала XXIвека. Причём, чаще всего делают это со вкусом и с должным исполнительским тактом, воспитывая тем самым не только, собственно, будущих исполнителей, но и зрителей. Что, может быть, сегодня даже важнее. Бойтесь художников, талантливых однообразно Среди наиболее показательных художественных акций минувшей недели можно бы было назвать выставку «Весенняя мозаика» в галерее современного искусства творческого объединения «ПсковАРТ» - в так называемом «Доме на набережной». Председатель «ПсковАРТа» Ирина Жбанова анонсировала «Мозаику…» как выставку-эксперимент, не подразумевающую «куратора»: мол, каждый художник, сугубо индивидуально представит своё весеннее настроение на разыгранном по жребию участке экспозиционного пространства. Об «однообразии таланта», который порождает «принцип домино» рассуждал, позиционируя будущую выставку, и член «ПсковАРТа» художник Эдуард Шарипов. Дескать, «в авторских выставках есть один негативный момент - это сам автор», и «если происходит сбой, то рушится по принципу домино вся конструкция». Справедливости ради нужно заметить, что не только «однообразно талантливым» кураторам, но и потенциально недовольным будущей выставкой зрителям перепало от художника тут же: «Современное так называемое «общество» боится художников. На подсознании оно понимает, что художник не только предлагает новые формы; он работает на уничтожение этого неталантливого серого мира. Проблема «серого» человека в том, что он живет только интересами сегодняшнего дня, он хочет сейчас и сразу. А у человека, сумевшего реализовать свой талант, впереди вечность, и размениваться на суету сегодняшнего дня ему не так интересно». Юрий Жулин. Гадалка Выставка открылась, и суеты, нужно признаться, в «Доме у набережной» действительно не наблюдается: посетители здесь редки. Отчасти потому, наверное, что «сейчас и сразу» здесь нет почти ничего. «Конструкция» счастливо не развалилась за неимением собственно конструкции; а одиннадцати маленьких выставок (именно на столько «пространств» поделили галерею десять «однообразно талантливых» художников, работавших поодиночке, и один творческий дуэт) просто не случилось: минимальное пространство предъявляет к выставленному максимально жёсткие, пожалуй, даже - повышенные требования. Не сложилось и весеннего настроения. Анатолий Портнягин. Весенний мотив Хотя, например, трогательный, в почти любой ситуации свежо воспринимающийся импрессионистский приём (не содержание) полотен Анатолия Портнягина - по-своему вешний. Илья Семин. Человек, рассматривающий руки Да и грустная мысль Ильи Сёмина, жёстко выстроившего своё пространство и время года (между инсталяцией «За мельхиоровым занавесом» и «раскадрированной» акватинтой «Созерцание древностей» врывается «Человек, рассматривающий руки»), - мысль о том, по сути, что земля, несмотря ни на что, всё ещё вертится. И звёзды ещё кому-нибудь да нужны, - как это ни банально это прозвучит, после Маяковского-то… Лидия Токарева - специально для Псковской Ленты Новостей.
Комментарии