Светлана Леонидовна Веселова – известный художник, член Союза художников России (международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО), член Союза дизайнеров России. С 5 по 10 ноября в Доме культуры Ленинского комсомола состоится её персональная выставка.
- Почему так мало времени отведено на выставку? – не удержалась и задала я вопрос при встрече.
- Очень много событий в плане работы Дома культуры, далее галерея окажется занята другими мероприятиями. Так сложилось, что только это время оказалось свободным, - с пониманием обстоятельств объяснила Светлана Леонидовна. Тем более великолучанам и гостям города надо постараться обязательно успеть её увидеть.
Предваряя это событие, хотелось бы рассказать о Светлане Веселовой – мастере, наделённом внимательным взглядом, особым видением тем, поделиться впечатлениями и отзывами о её неповторимой и творческой работе.
Биографические
выдержки, эпизоды творческого пути
С 1967 года С. Л. Веселова обучалась в средней общеобразовательной школе №5 Великих Лук, музыкальной школе №1 им. М. П. Мусоргского, детской художественной школе. Вывод напрашивается сам собой: ребёнком она была достаточно погружённым в атмосферу эстетического воспитания.
После получения среднего образования с 1977 по 1979 годы Светлана Веселова работала художником по росписи керамических изделий в художественно-производственных мастерских нашего города, в филиале Ленинградского комбината декоративно-прикладных искусств. Этот период особенно высоко оценил коллега по цеху, член Союза художников России Борис Борисович Лиханов: «Художественные мастерские стали тогда для нас потрясающей школой. Ведь принимал наши работы художественный совет Ленинграда – одно это говорит уже о многом». Поэтому к 1979 году Светлана Веселова – молодой художник с хорошим практическим опытом за плечами. В это же время она поступает в высшее художественно-про-мышленное сучилище имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художествен-но-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) на факультет декоративно-при-кладного искусства по специальности «Моделирование костюма». Период обучения в «Мухе», как именовали его художники между собой, был особенно ярким и незабываемым. В стенах этого элитарного художественного учреждения активная студентка не осталась без грамот за хорошую учёбу и общественную работу, но главным итогом в 1984 году стал диплом «с отличием». По распределению С. Л. Веселова была направлена в республиканский Дом моделей трикотажных изделий города Киева (известный Дом моделей на Крещатике). Где Светлана занималась разработкой образцов, участвовала в создании коллекции моделей одежды. Её дизайнерский художественный подход не остался незамеченным. В 1993 году проявили себя серьёзные плоды успеха. Сначала Светлана участвовала во всеукраинской выставке моделей одежды «Весна-93». Её модели имели успех, поэтому им удалось попутешествовать: они экспонировались в Вене, Лос-Анджелесе, Ванкувере и Риме.
1994 год стал годом возвращения в родные Великие Луки. А с 1995 года начинается её творческий роман с великолукским драматическим театром. В этом храме театрального искусства она длительное время главный художник. Во многих спектаклях Светлана и художник-постановщик. К настоящему времени их около тридцати. Кроме основной работы её творческое проявление находит себя во многом: участие в выставках, иллюстрирование книг. Хорошо известны её иллюстрации к трём поэтическим сборникам нашей землячки, члена Союза писателей России Людмилы Скатовой. Это рисунки к книгам: «Кассандра», «Лира на ветру», «Крестоцветы».
О моментах совместной работы над книгами поэтесса вспоминает с особой теплотой и трепетом: «Это были очень вдохновенные этапы нашей совместной работы и дружбы одновременно. Я помню, с какой тщатель-ностью Светлана стремилась прочувствовать и сделать каждую из иллюстраций».
А мне подумалось тогда: «Эти воспоминания... Они, по-видимому, особенные - эти счастливые моменты сотворчества, ведь уже навсегда останется и плод этого совместного труда».
Много или мало сделано за минувшее время Светланой Веселовой? Можно не сомневаться, что кому-то и за всю жизнь столько не удается. У неё же большая часть замыслов и их воплощений ещё впереди.
Полюбив её творчество, имею право сказать, что порою так полезно незнание. Оно, как чистый лист, на котором через некоторое время, чётко проявляет себя удивительное, особенное узнавание. Узнавание… открытие... Оно вряд ли происходит посредством молвы. И взгляд, обременённый данью моде или престижу, не готов к непосредственному восприятию. Открытие же - это всегда чудо. Оно происходит не потому, что авторитетные люди уже дали свою высокую оценку, а иначе, как явление - от сердца к сердцу.
При моём знакомстве с творчеством Светланы Веселовой всё происходило исподволь, неожиданно и незаметно. Я бывала в театре, посещала экспозиции, видела её работы, а впечатления оставались в душе, будто семена, спрятанные в зрелых яблоках на деревьях августовского сада, - такими яркими и одновременно сокрытыми были они.
Однажды, на юбилейной выставке Алексея Большакова, меня познакомила со Светланой Ирина Борисовна Корнюшкина, но тогда иной настрой отодвинул момент более значимого, главного открытия.
А случилось это вот как. Вряд ли меня можно назвать настоящим театралом, но всякий раз, приходя на следующий спектакль, я ловила себя на одном ощущении: сейчас открывается занавес, и... Это ощущение ни разу не подвело: ещё не начиналось действие спектакля, но я и все зрители были уже заранее очарованы органич-ностью работы, выполненной художником! Причём так бывало всегда. Когда я писала эту статью, в памяти проносились фрагменты и оформления - декораций, костюмов из разных спектаклей: «Валентин и Валентина» - там декорации так лаконичны, но настолько же и красноречивы; наполнены философией в постановках «Мудрец, или Дневник подлеца», «Без вины виноватые». На спектаклях по этому поводу неизбежно вырывалось из груди репликами: - Восхитительно! - Прекрасно! - Браво! Браво!
Прозрение же, открытие так символично произошли на спектакле по А. Толстому «Любовь - книга золотая». Не случайно ведь главная из заповедей Христовых: «Возлюби». Именно во время этого спектакля и произошло обыкновенное чудо. Тогда впервые заглянула в программку и в разделе «художник-постановщик» прочитала имя Светланы Веселовой. Тогда-то и узнала, перед талантом какого художника я преклонялась много лет.
Также со спектакля «Любовь - книга золотая», но в 2004 году началось и сотрудничество с главным режиссёром великолукского драматического театра Павлом Петровичем Сергеевым. Он преисполнен самого высокого мнения о профессионализме коллеги и её высокой художественной культуре. «Находиться с ней в творческом тандеме всегда интересно и увлекательно, - говорил он. - Светлана Леонидовна не только хорошо чувствует замысел режиссёра, самое главное - образы персонажей, центральную идею каждой пьесы. И это не что иное, как глубочайшее знание материала. Отсюда же и доскональная проработка многосложных фактур. Спектакли нашего театра представлены в широком временном диапазоне - разные века, разные эпохи. Но и это не преграда для Светланы. Она великолепно ориентируется в интерьерах, пристрастиях моды разных столетий. Каждую её работу отличает изящество и виртуозность. Есть и ещё одно очень увлекающее нас при подготовке спектакля дело - это построение объёмов сценического пространства при помощи ломаных линий. Для нас это стало особой игрой, доставляющей радость всем: нам самим, актёрам, а в итоге - зрителю.
Искусство мыслит образами. Образы, подаренные Веселовой, незабываемы», - так характеризовал творчество художника Веселовой Павел Сергеев.
В работе главного художника Дома культуры Ленинского комсомола души не чает и его директор Борис Николаевич Можайкин. Называя её не просто талантом, а талантищем. Как бы подтверждая уже высказанные мысли, он добавлял: «В своём царстве-государстве, именуемом творчеством, Светлана Леонидовна и королева, и фея, и кропотливая и неустанная Золушка с иглой. Благодаря её способности тянуть тяжеленный воз, в который она впряглась, так часто создаётся впечатление лёгкости, чародейства, не иначе». Именно такой видят её многие люди. Не раз приходилось слышать от участников праздников по поводу ею оформленного зала: «Будто волшебной палочкой прикоснулась!» Эти же слова я услышала от директора нашей газеты Максима Геннадьевича Козлова об одном из новогодних праздников, подготовленных С. Л. Веселовой. Во время своего рассказа он и сам будто превратился в счастливого ребёнка, оказавшегося в сказке.
Лишь через призму видения истинного мастера мир иначе начинает воспринимать всё окружающее. В этом величие его таланта и способность раскрывать людские души. Вот когда и происходит самое главное чудо - включается сила нашей общей человеческой любви, благодаря которой мы делаемся лучше, чище и добрее.
Художником с огромным потенциалом, достойным значительно большей реализации, назвал Светлану Веселову Борис Лиханов. Несмотря на то, что трудиться ей приходится предостаточно, он уверен, что её талант способен на большие достижения. А с загруженностью
С. Л. Веселовой я столкнулась в момент подготовки этой
статьи. Её время строго распределено: здесь и премьера, и концерт к 45-летию ДК ЛК, и персональная выставка…
Будни и праздники – всё смешалось в едином потоке у Светланы. И всё это называется простым словом - жизнь.
А 13 октября в театре была премьера и тоже - открытие. Но для меня решающий час был уже вовсе не по Агате Кристи, а по вновь вдохновившему творчеству художника Веселовой. Итогом многолетнего незримого прикосновения к нему стали и эта публикация, и стихотворные строки, посвящённые художнику, мастеру своего дела Светлане Веселовой:
Вот тает свет - мгновенье полутьмы.
Притихший гомон, занавес закрытый.
Ещё немного, и предстанешь ты
Царевной - Золушкою пьесы незабытой.
* * *
Ещё чуть-чуть, и ласточка летит
Иль чеховская чайка… Обаянье…
Премьерной сцены явлен монолит
Или её тревожное дыханье.
Ещё не начал действия актёр,
Что примагнитит пылкое вниманье,
Но декораций полновластный хор
Уже готовит зрителя к признанью.
Незримый подступ полуночных грёз,
Он ветер в роще и потоки света,
Он шум листвы и шёпоты берёз,
И алый цвет, как откровенье в лета.
Незримый танец вдохновенных муз
Да гобеленов сплошь переплетенья,
На бархат упадёт пучина чувств,
Вуаль сокроет тайну воплощенья.
Начало, первозданность… тишина -
Светланой нарисована картина,
Она основа и уже канва
Для Талий, Мельпомен, их паутины.
Тобою лишь воссоздано окно,
Но так манит свободою простора,
Что на душе спокойно и светло,
В поклоне гордом даже Терпсихора. Светлана Парамонова