Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

На пиршестве жизни и живописи

0
Мир глазами Владимира и Ильи Оржеховских
Можно сказать, что семья Оржеховских, проживающая в городе с 1993 года, обогатила Великие Луки, внеся в художественное пространство города свои изысканные линии и краски. Кто же не знает уникальные сувениры из керамики, выполненные художником-фарфористом Татьяной Оржеховской? А кто способен забыть своеобразную живопись ее супруга Владимира и совершенно роскошную графику ее сына Ильи, чья совместная выставка «На пути своем» открылась на днях в галерее Центра эстетического воспитания?
Работы Оржеховских гармонично соседствуют в зале, несмотря на то, что отец и сын имеют за плечами разную школу, обладают неповторимым образным языком и достигают желаемого в искусстве эффекта тоже по-разному. Но подлинным талантам никогда тесно не бывает.
Оживленная атмосфера вернисажа довольно быстро сменилась сосредоточенным вниманием публики, лишь зазвучала джазовая композиция, исполняемая пианистом Сергеем Шишковым. При этом как будто вновь ожил мир пейзажей, написанных Оржеховским-старшим. Он по-другому «заиграл» сполохами закатов и солнечными лучами, раздвигая и без того объемное, многомерное, монументально построенное пространство полотен и выявляя культурно-исторические подтексты изображенного на них, будь то стены одного из торопецких храмов в сумерках, будь то лесное озеро или скромная и всеми забытая деревенька – одна из многих в русской глубинке. В этом весь Владимир Оржеховский – серьезный, думающий, масштабный художник, которому всегда есть что сказать о жизни, о родословии страны, о собственных корнях. Размышления талантливого мастера несут на себе не только его абстракционистские и реалистические пейзажи («У колодца», «Вечер», «Закат. Облака») и натюрморты, но и портреты. Причем, как же преобразились на них и эти удивительные лица – задумчивого ветерана войны, сурового колхозника, артистичной незнакомки в красном платье, - когда вдруг певица Наталья Плеханова запела старинный русский романс «Утро туманное»! И немудрено, что живопись Владимира Оржеховского отозвалась и на это «утро седое», и на эти «нивы печальные, снегом покрытые», и на это «время, давно позабытое». Есть в его живописи какая-то тайная, ни с чем не сравнимая печаль.
Сиюминутно отозвались и графические работы Ильи Оржеховского, входящего в мир российского изобразительного искусства со своим словом, хотя, быть может, и с некоторой оглядкой на незримые авторитеты прошлого. Так, графический диптих с горой, предполагающий прирасти еще одной работой на эту тему, напоминает о целом цикле произведений, написанных в XV веке такими значительными венецианцами, как Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Как и его отцу, Илье также свойственны культурно-исторические подтексты.
И это очевидно даже в ученическом «Натюрморте с черепом», где на заднем плане явно не случайно оказалась репродукция известного рембрандтского автопортрета с Саскией на коленях. Как неумолимо время, как будто замечает современный художник: сегодня ты еще в расцвете творческих сил, и густое вино в бокале переливается для тебя через край, но завтра не будет с тобой ни возлюбленной, ни этой чаши, полной грез и желаний… Вот только этот череп, как напоминание о неминуемом.
Совершенно иным Оржеховский-младший, выпускник Московского художественного училища им. 1905 года и Московского художественного института им. В. И. Сурикова, предстает в графических пейзажах, сделанных с натуры на Черноморском побережье Крыма. Зимние Алупка и Гурзуф среди моря и скал похожи на сценографию к какой-нибудь волшебной сказке. Реалистичен, тем и привлекателен, портрет юной Насти. Первый педагог И. Оржеховского по школе искусств при ЦЭВ, член Союза художников России Петр Константинович Дудко может по праву гордиться своим одаренным учеником, которого позже учили А. И. Теслик,
А. Б. Якушин, А. А. Любавин и А. М. Шелегеда – маститые преподаватели художественного училища и суриковского института, где сегодня обучает студентов и сам Илья Оржеховский. И здесь, конечно же, без всякой натяжки можно увидеть ту самую преемственность, которая свойственна семье Оржеховских – талантливой и трудолюбивой, имеющей польские и казачьи корни, сильную волю и чувство непоколебимого достоинства, а главное, желание запечатлеть этот постоянно меняющийся мир.
На вернисаже было немало гостей – юных, только что начинающих художников и мастеров. Были и те, кто приходит в мастерскую Владимира Иосифовича Оржеховского в вечернее время на мастер-классы, кто находит в занятии живописью нечто очень важное для себя. А сколько его учеников после окончания детской художественной школы разлетелось по российским городам, чтобы получить высшее художественное образование!..
- Сегодня, - особенно подчеркнула заместитель директора Центра эстетического воспитания Т. М. Дудко, - мы говорим не о каком-то там карьерном росте, мы говорим о художнике, главным для которого в жизни была его работа. Владимир Оржеховский не только пишет картины, он отлично работает и как скульптор.
- Мое первое знакомство с живописью, - продолжила начатую тему о творчестве своего дяди Н. А. Плеханова, - произошло благодаря тому, что Володя заставлял меня в детстве позировать. И чтобы я не отвлекалась и ему не мешала, он покупал мне изюм, но при этом просил, чтобы я ела его медленно… Так и рисовал.
Еще немало признаний услышали в тот вечер Владимир и Илья Оржеховские, чье творчество, по словам заместителя главы города Н. И. Андросовича, является настоящим чудом. О профессионализме и преданности делу В. И. Оржеховского, о все возрастающем мастерстве и оригинальности Ильи говорили председатель городского комитета культуры Валентина Зандер, куратор Псковского отделения Союза художников России по Великим Лукам Борис Лиханов, искусствовед Ирина Фролова, директор детской художественной школы им. А. А. Большакова Марина Спиренкова, а пианистка Елена Войтушко и скрипачка Варвара Федорова выразили свою любовь к творчеству Оржеховских при помощи замечательных музыкальных произведений. Они лишь ярче подчеркнули затаившуюся энергетику в работах отца и сына, давно уже нашедших свое призвание, свой путь, иногда приводящий и самих художников на пиршество живописи и графики, после которого неутомимая жажда поиска вновь заявляет о себе.
Людмила СКАТОВА
Фото А. Ловга
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи