Тот факт, что мероприятия общенационального масштаба регулярно собирает не областной центр и даже не крупный город, а всего лишь небольшой посёлок, сам по себе заслуживает внимания и уважения.
Но даже и в таком случае праздник фронтовой поэзии, который проходит по инициативе писателя-публициста И. А. Васильева в Борках Великолукского района, на особом счету.
Во-первых, поскольку ежегодно собирал своих участников 29 раз подряд и будет собирать в дальнейшем. А во-вторых, уж больно глубокое и точное название у праздника в Борках. Фактически ведь любая поэзия не может не быть фронтовой, если она поэзия! Иначе она называется «стихами в альбом», недержанием слов или, вообще, никак не называется.
Вопрос ведь не в том, что все стихи, написанные на фронте, – уже фронтовые. А вопрос в нашей памяти, в нашем преемстве с многовековой имперской историей Руси. Ведущий XXIX праздника В. Я. Курбатов именно об этом и говорил, отдав должное павшим, которые были воинами до последнего вздоха своего, даже сняв солдатскую форму, поэтам и писателям Овидию Любовикову, Ивану Васильеву, Ивану Виноградову, Евгению Нечаеву, Николаю Старшинову и многим другим:
Вспомним всех поимённо. Это нужно нам, чтобы устоять в этом Отечестве с гордостью, с честью и достоинством, вспомнить, чем была Россия, чем она ещё является в наших сердцах.
Стихи поэтов, прошедших Великую Отечественную, читал поэт, профессор Гуманитарного университета, лауреат Государственной премии, основатель и председатель Лермонтовского фонда А. А. Парпара. Анатолий Анатольевич отметил:
- Замечательная мысль одного человека стала мыслью многих людей. Иван Афанасьевич Васильев придумал этот праздник, он как фронтовик не мог не вспомнить своих друзей, фронтовых поэтов и писателей, и это постепенно стало таким замечательным, волнующим и, главное, благотворным праздником.
А. А. Парпара рассказал, что много лет он составляет сборник фронтовых поэтов и сейчас у него в списке более 200 имён. На празднике прозвучали некоторые из этого собрания – Шубин, Гудзенко, Межиров... Интересно, что у ивановского поэта Владимира Семёновича Жукова медсестрой была учительница истории Анатолия Анатольевича.
От гостей из Тверской области первое слово держал председатель Тверского содружества писателей Владимир Львов:
- Я удостоен великой чести, нисколько не кривлю душой, в пятый раз подряд быть приглашённым на этот праздник, быть рядом с вами.
Затем поэт прочитал две главы из своей новой поэмы, которая называется, по его же словам «не оригинально, но правильно, иначе я не мог её назвать, поэма называется «За Родину». В свойственной себе манере качественной народной лирики Есенина и Твардовского Львов рассказал, как на войне рождалась девочка Света. Воды на позициях не оказалось, но…
Но остались, к счастью, щи.
Ими чадо и омыли.
С чтения известных стихов Юлии Друниной «Знаешь, Юлька, я против грусти» начала своё выступление поэт из Пскова Вера Сергеева. И продолжила уже своим, интонационно и тематически близким к друнинскому, «Кавказским пленником»:
Женька, парень из Подмосковья,
Ему очень нравилось жить…
Стихи про причисленного в 2000 году Архиерейским собором к лику святых Новомученика воина Евгения (Родионова) Вера Сергеева сопроводила напоминанием, что в Югославии недавно освящён храм во имя святого Новомученика воина Евгения. А значит, память жива и нравственные наши идеалы сохраняются в незамутнённой чистоте.
Секретарь правления Союза писателей России В. В. Дворцов ещё раз напомнил о широте понятия «фронт»:
- Война, она никогда не заканчивается. Она не может закончиться, потому что мир так сотворён, что мы, люди, призваны всё время участвовать в борьбе добра и зла.
Известный прозаик прочитал несколько своих стихов военной тематики. Праздник продолжили автор гимна Великолукского района Александр Рябихин (Великие Луки) с посвящением своим друзьям- «афганцам» и лично гвардии подполковнику ВДВ Александру Маркелову, Иван Демидов (Тверь), Иван Иванов (Псков), рассказавший о послевоенной деревне:
Мужики не вернулись с войны,
А таких мужиков полстраны…
Также выступили Андрей Канавщиков (Великие Луки), Игорь Столяров (Тверь). Все стихи были очень разными, на самые разные темы, однако они предельно органично соединялись в общее полотно, в общую традицию. Эту особенность так охарактеризовал В. Я. Курбатов:
- Как-то спокойнее и твёрже глядишь, когда видишь молодых людей, которые выходят с такой ясностью, жёсткостью, внутренней стойкостью, и понимаешь, что опора по-прежнему остаётся. В прошлом году на пушкинском празднике запомнил мальчика 17 годов, который вышел к микрофону и прочитал свой перевод 66-го сонета Шекспира.
Мы знаем этот сонет «Зову я смерть» в переводе Маршака. А мальчик перевёл всё на современность, с «Мерседесами», особняками, брезгливостью к бедности и закончил: «Другой бы сдох к шестнадцати годам, А я вам пережить меня не дам!».
Валентин Яковлевич прав. Как и во все времена, молодёжь – разная. Её под одну гребёнку не подгонишь. Что очень ярко показала Татьяна Винокурова - поэт и рок-бард из Твери, совсем юное создание 1991 года рождения с необыкновенно чистым голосом, умными песнями и принципиально не-торгашеским мышлением:
Я работаю поэтом,
Мне зарплату выдаст Бог.
Опять-таки традиционно праздник фронтовой поэзии продолжился концертом художественных коллективов и солистов, организованный Великолукским районным комитетом культуры.
А на следующий день после выступления в Борках и посещения мемориального дома-музея академика И. М. Виноградова уже в Великих Луках разговор с одним из гостей праздника, секретарём правления Союза писателей России, членом Высшего творческого совета СП СГ Россия-Беларусь В. В. Дворцовым продолжился в редакции нашей газеты.
- Василий Владимирович, расскажите о своих впечатлениях от праздника фронтовой поэзии. Насколько это важно сейчас?
- Праздник фронтовой поэзии 29-й раз - это удивительно. Продолжается традиция, которая сложилась в конце советского периода, когда столько уделялось времени и сил сохранению памяти войны.
Потом эта традиция прошла сквозь беспамятный период, страшный беспамятный период, когда работало всё на разрыв, на отрицание нашей истории - красной, белой, какой угодно. Просто на разрыв поколений работало, потому что для того, чтобы воспитать общество потребления, надо вырвать молодёжь из традиции, из памяти вырвать.
И мы понимаем, что сейчас, когда столько сил было западными корпорациями вложено в то, чтобы разорвать поколения, вдруг в каком-то месте есть редут, где собираются ребятишки и ветераны в одном месте и собираются ради вот этого воспевания подвига - это здорово, это – прекрасное совершенно дело, которое состоялось, удержалось.
Думаю, прошли самые жёсткие моменты, сейчас идёт возвращение к корням, президент, в конце концов, призвал вспомнить, наконец-то, вспомнить о прошлом, и думаю, что, когда будет тридцатилетие мероприятия, это должно быть как-то отмечено. А те люди, которые это делали, они должны получить награды. Хотя бы местного уровня, потому что это – герои, которые смогли протянуть, выстоять в это время.
- Праздник смог выстоять, наверное, и потому, что изначально он строился на верном основании?
- Мы видели, как выступали ребятишки, для которых война эта совсем уже из области преданий, далёкого прошлого, потому что это уже их прадеды воевали, даже не деды, а прадеды, но и они понимают, насколько важно величие подвига. Ведь что такое военная поэзия?
Она базируется на рыцарском кодексе. Любой офицер, то есть любой человек войны обязан быть хорошо образован, должен знать историю своей Родины. Это - мотивация для того, чтобы погибнуть на войне. Потому что в принципе воин идёт не захватывать что-то, не рабов для себя покорять, а он идёт защищать. Главный подвиг, величайший подвиг воина – это умереть за свою Родину, за свой народ.
И это возможно только, ещё раз говорю, при определённом культурном уровне. Понятно, что культура имеется в виду не в том смысле, что кто-то хорошо разбирается в оперной музыке, а имеются в виду понимание истории, литературы, понимание души своего народа.
Я как-то в своё время писал на тему, что такое русскость, что такое русскоязычная литература, что такое русская литература. И вот русская литература не связана ни с кровью, ни ещё с чем-то подобным, а одно из определений её – это лиризм, обязательный знак русского писателя. То есть русский писатель умеет выдавать лирику, её не умеют выдавать ни итальянцы, ни испанцы, ни англичане, ни немцы, у них будет сентиментальность, всё, что угодно, какая-то вот такая сусальная сладость, но лиризм – это прямое соприкосновение душ, когда души просто соприкасаются.
Вот это мы видели в Борках, там мы почувствовали, как молодые ребята открывают души и воспринимают этот праздник.
- Ещё один вопрос как к секретарю Союза писателей России. Союз положительно относится к празднику фронтовой поэзии?
- Конечно. Нас иногда даже обвиняют в том, что мы какие-то красные, чуть ли не сталинисты. На самом деле, у нас очень разные люди, разных политических убеждений. Но мы все - державники. Главный закон члена Союза писателей России быть державником, то есть понимать, что Родина превыше всего.
Она у нас, действительно, наша мать, и мы её должны лелеять, любить и защищать и жить ради неё, ради её продолжения. Поэтому, конечно, такой праздник воспринимается именно как редут памяти, это очаг сопротивления памяти. Память держится, она связывает поколения, это наша, Союза писателей России, тема.
Остаётся добавить, что во время пребывания в Великих Луках В. В. Дворцов успел пообщаться с директором издательства Сергея Маркелова Сергеем Маркеловым, посмотреть крепость, подняться на колокольню храма Вознесения Христова в эти пасхальные дни. И пообещать вернуться сюда, в этот древний русский порубежный город при первой возможности.
Правильное решение, Василий Владимирович!
Андрей КАНАВЩИКОВ
Фото Татьяны ЛАПКО