Великолучанка спасает аистов, попавших в беду
0 4 фотоИмя Марины Котюковой многим знакомо в нашем городе, в частности из-за работы в поисковом отряде «След». В интервью изданию великолучанка рассказала, почему решила помогать благородным птицам, какие сложности встречает на этом пути, и даже получили практические рекомендации, которые помогут понять, когда аист нуждается в помощи.
— Марина, расскажите, как и когда Вы начали помогать аистам?
— Активно заниматься помощью аистам я начала в этом году по договоренности с Мариной Сиденко из «Дома белого аиста», который является единственным в нашей стране центром помощи этим птицам. А первая аистиня, которой я помогла, будет у меня зимовать уже пятый год. Это популярная личность в соцсетях – аист Валера. Мы назвали его как мальчика, но он оказался девочкой, которая так и осталась Валерой. Она попала к нам с травмой, мы ее лечили, и, к сожалению, у птицы нет крыла.
— Почему Вы помогаете аистам? Откуда такая любовь к этим птицам?
— Люблю их с самого детства. Мимо аиста в беде пройти не могу. Когда я была маленькая, то жила у бабушки в деревне. Помню, открываю глаза — а в окне гнездо на водонапорной башне. И аисты стоят. Первая задача реабилитации диких животных и птиц – вернуть их обратно в природу, а если это не получается сделать, то обеспечить достойные условия проживания и питание. Я выбрала для себя, что именно этим хочу заниматься. И, к счастью, мне есть где их держать. К тому же, все неприятности, что происходят с аистами – из-за развития цивилизации. Все основные их опасности так или иначе создал человек – люди в них зачем-то стреляют и оставляют электролинии без птицезащиты… Кто-то должен им помогать.
— Как развивается ваше сотрудничество с «Домом белого аиста»?
— Сначала его руководитель Марина Сиденко отнеслась достаточно скептически к тому, что мы вызвались помогать, потому что она профессионал, а у нас нет нужных знаний и опыта. Но как-то раз получилось так, что некому было забрать аиста из Смоленской области, и она попросила меня съездить сначала за одним, потом за вторым, чтобы затем отправить к ней. Аистята были здоровые, без травм, хотя выпали из гнезда. И я предложила оставить малышей у меня. Я ежедневно отправляю фото и видеоотчет Марине Сиденко, она поддерживает нас и постоянно консультирует. В «Доме белого аиста» сейчас живет большое количество птиц, и понятно, что центр не может принять под свое крыло всех аистов, нуждающихся в помощи. Отчасти, думаю, поэтому и началось наше сотрудничество.
— Расскажите об аистах, которые у Вас живут…
— Сейчас у меня живут четыре аистенка с ушибами крыла — они улетят весной, то есть остаются зимовать, а значит, будут на нашем содержании. Они попали ко мне в августе — неудачно учились летать. А в прошлом году в моих руках оказался аистенок из нашей деревни Переслегино. Наверное, этот птенец был из позднего выводка — он попал ко мне 19 августа, но был еще совсем пушистым. Мы его оставили, он перезимовал и весной улетел. Еще одна птица из Ущиц — как-то позвонила пожилая женщина, рассказала, что у нее все лето живет аист. Он слетел с гнезда еще маленьким, поэтому мог только ходить — не летал. Местные жители его прикормили, и он стал ручным. Весной улетел, но недалеко, метров на триста, и стал жить в ремонтных мастерских. Осенью его надо было ловить, чтобы он смог перезимовать. Это прошлогодние птицы, которые зимовали у меня, и весной они улетели. Есть методика, как вернуть птицу в природу, если все-таки получилось так, что она привыкла к людям. Мы пока этим вопросом не занимались. Но знаем по опыту «Дома белого аиста» и «Брестского дома аиста», что вернуть птицу, привыкшую к людям, в природу можно. Это может получиться не с первого года, но пробовать стоит, потому что аисты живут около 30 лет. За этот сезон у меня побывали более 10 птиц. И это большие расходы — с точки зрения финансов и трудозатрат. На уход за ними требуется много времени.
— А сколько в день времени уделяете аистам?
— Сейчас уже меньше. У меня один аист после операции, у него нет крыла, ему уделяю полтора часа в день минимум. А когда у меня жили малыши – «слетки» с гнезда – было жарко и приходилось часто приезжать с работы, чтобы их попоить. Кормить птенцов надо 4 раза в сутки, причем первый прием пищи должен быть, когда только солнце встало. Последнее кормление – перед тем как сядет солнце – примерно в 10 вечера. Этого расписания желательно придерживаться, чтобы контролировать, сколько аистята едят. Надо следить, чтобы им было достаточно питания и птенцы набирались сил.
— Марина, чем кормите аистов? Где они живут?
— Птенец ест около килограмма куриных сердец в день. Как мы понимаем, это 500 рублей в день. Чуть подрастают — даю шеи, куриные головы, рыбу. Летом, как правило, мойву — тогда кормление становится чуть дешевле. Зимующие аисты едят местную речную рыбу — карасей, окуней.
Специальный дом для аистов, рассчитанный на 6 птиц, мы построили в прошлом году. Он утеплен, оснащен двумя инфракрасными лампами — для обогрева – и вентиляцией. Даже в самый большой мороз, когда на улице было минус 30, температура в домике у аистов ниже 15 градусов не опускалась. В планах — построить новый зимник — побольше…
— Кто Вам помогает, кроме «Дома белого аиста»?
— В части ветеринарии очень помогает псковская клиника «Котонай» — это ближайшая к нам организация, где оперируют птиц. Совсем недавно возила туда аиста, которого нашли со сломанным крылом. К сожалению, крыло пришлось ампутировать – операция обошлась в 15 тысяч рублей. Если прибавить сюда стоимость редких лекарств, которые пришлось заказывать, и траты на дорогу, то расходы на эту птицу оказались около 100 тысяч рублей, в которых никто особо участвовать не хочет. А если крыло аисту возможно сохранить, то операция стоит дороже — 35-40 тысяч.
Мой опыт показывает, что чаще всего люди любят делать добро чужими руками, перекладывая ответственность. Только двух последних аистят, которых я привезла в Переслегино, взялись обеспечивать те люди, которые их подобрали. Они привезли птицам еды, и мы договорились, что они будут приезжать и помогать в дальнейшем. Все остальные аисты остаются на моем попечении и содержании. В основном, помогают мои подписчики из соцсетей. Но четко понимаю, что даже если они не будут меня поддерживать, то все равно буду помогать аистам.
— Вам может помочь любой желающий? Как это можно сделать?
— Сейчас на стадии регистрации автономная некоммерческая организация, в которой мы объединим два вида моей деятельности – помощь аистам и работу поискового отряда «След». Мне бы хотелось, чтобы люди помогали нам официально. Когда откроем НКО, такая возможность появится – деньги для помощи аистам можно будет переводить на счет организации. С регистрацией у нас связаны и планы по расширению. Планируем направить одного сотрудника организации – кандидатура уже есть – на обучение навыкам оказания медицинской помощи пострадавшим аистам. Предполагаю, что этот же человек будет помогать в сезонной работе по уходу за аистами в летний период, когда птиц, нуждающихся в лечении, наблюдении и особом уходе, становится больше.
— Знаю, что были случаи, когда люди брали шефство над аистами…
— Да, есть те, кто следит за моими группами в соцсетях и знает, как и когда появляются у меня новые птицы. Были случаи, когда люди перечисляли какую-то определенную сумму на содержание птиц. Есть горожане, которые помогают кормом. Но сразу скажу, это не экскурсионная площадка и не контактный зоопарк, посетители не должны пугать птиц своим присутствием. Птицы боятся всех, кроме меня – и они должны бояться, иначе они не смогут вернуться в природу.
— Марина, наверное, Вам часто приходится сталкиваться и с непониманием?
— Да, бывает, обращаются и просят взять на лечение или передержку лебедей, цапель и даже сов. Люди, к сожалению, не хотят понимать, что все эти птицы отличаются от аистов по рациону питания и содержанию. Я могу проконсультировать, что надо сделать, чтобы помочь птице, но взять ее к себе не могу. Понимаю, что всех спасти невозможно, потому буду помогать тем, кому научилась помогать.
— Расскажите, пожалуйста, о типовых ситуациях, которые говорят о том, что аист нуждается в помощи. Как мы можем это понять?
— Если из гнезда выпадает аистенок, который летать еще не умеет, то его надо спасать, потому что он не выживет. Надо знать, что переломы «собираются» специалистом максимум в течение двух суток. Если крыло болтается – это перелом. Если есть кровь, то оказывать помощь птице надо прямо сейчас. Ни в коем случае нельзя обрабатывать раны аиста никакими спиртовыми растворами (зеленкой, перекисью водорода и другими). Использовать можно только хлоргексидин! Если его нет – не обрабатывать значит ничем. Нуждающуюся в помощи птицу надо поймать и где-нибудь закрыть до прибытия помощи.
Комментарии