Всенощное бдение Лазаревой субботы совершат в Пскове
018 апреля вечером митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит всенощное бдение на Лазареву субботу в Троицком Кафедральном соборе. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, в саму Лазареву субботу, 19 апреля, на Литургии будет рассказываться Евангельское событие о воскрешение друга Иисуса Христа – "четверодневного Лазаря". Воскрешение праведного Лазаря описывается только святым евангелистом Иоанном, и это событие вспоминается в Церкви в окончании Великого поста, потому что исторически оно произошло незадолго до Воскресения Господа.
Воскрешение Лазаря – воскрешение раба, воскрешение творения, показывающее всемогущество Творца. Иисусу Христу не надо было входить в гроб, не надо было касаться умершего, достаточно было сказать одно слово "Гряди вон!". До воскрешения Лазаря Господь воскресил множество людей, но Лазарь был последним, уже смердящим, разлагающимся, и воскрешение Лазаря было прилюдным, в отличие от других. В Иудее видели смерть Лазаря, его погребение, Лазаря оплакивали, когда Иисус пришел в Вифанию, нашел Лазаря во гробе, но для Господа, как повелителя жизни и смерти, как Бога всей вселенной, нет ничего невозможного. Господь воскресил Лазаря через четыре дня после его кончины, потому что нужно было время, чтобы Лазарь оказался в том мире, и он там оказался.
Когда человек умирает, как известно, первые три дня душа находится рядом с телом, а потом уже уходит в другой мир - так действуют законы духовные, установленные Господом. В одной из стихир перед Лазаревой субботой рассказывается, как Лазарь зрит роды умерших, находящихся в аду, и там он видит истинное загробное состояние рода человеческого. Лазарю такое видение тоже было необходимо для его дальнейшего духовного бытия. Лазарь видел ад, ему были открыты многие тайны, о чём свидетельствует Священное Предание, о чём говорится в песнопениях постной триоди, для этого Господь и медлил, воскресив Лазаря на четвертый день. После своего воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, был епископом на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.
Один из духовных уроков воскрешения праведного Лазаря состоит в том, что медлительность Господа – это промыслительность, медлительность есть долготерпение Бога. "Не медлит Господь, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию". Смысл евангельского события воскрешения Лазаря состоит в том, что для Господа нет ничего невозможного, Он пришел в мир, чтобы сокрушить самое страшное зло - смерть, под гнётом которой находилось все человечество. Иисус Христос возвращает душу умершему Лазарю: "верующий в Меня жив будет". Многие из иудеев, видевшие это, уверовали в Иисуса Христа, и весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее. Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя, но воскрешение Лазаря является преддверием Воскресения Спасителя.
Господь любит всех, и не только Лазаря Он бы воскресил, Он воскресит всех – веришь ли ты в Христа, хочешь ли ты, или не хочешь – Воскресение будет для всех. Праведный Лазарь символизирует собой весь род человеческий, который только милостию Божией, только всемогуществом Слова Божия может обрести воскресение: сначала духовное, потом уже, когда придет конец времени, воскресение всего естества. С Лазаревой субботой заканчивается для православных поприще святой Четыредесятницы - Великого поста.
Комментарии