7 апреля Великая Суббота и Благовещение Пресвятой Богородицы
0Благовещение в этом году выпало на Страстную Субботу. В Святой Церкви существует строгая иерархия ценностей, в которой праздники Господни – главенствуют. Когда совпадает праздник Божий Матери, Ангелов или святых с событием Господнем, то на первом плане остается праздник, посвященный Богу. В Страстную Пятницу Господь умер на кресте, а в субботу сошел во ад, и торжествовать в этот день, празднуя в полной мере Благовещение, не приходится. Так получилось в этом году, что Благовещение Пресвятой Богородицы – начало Нового Завета, и смерть Господа на кресте, его Сошествие во ад – конец Нового Завета – происходят в Великую Субботу. Столы праздничные в этот день Благовещения не накрываются, эта Суббота – Страстная, Господь сошел во ад.
Благовещение – великое событие Священной истории и начало Нового Завета: послан от Бога Архангел Гавриил с Благой вестью к Деве Марии, обрученной Иосифу. Иудейская традиция определяла, если девушка воспитывалась при храме и не хотела затем выходить замуж, принимая на себя подвиг девства, посвящая себя служению Богу, то ее обручали немолодому благочестивому человеку, который становился ее обручником, но не мужем. Дева Мария, воспитанная при Иерусалимском храме до 14 лет, была отдана обручнику Иосифу, как только ее кормильцу и защитнику. Архангел Гавриил сошел к Деве Марии, как сказано в Евангелии, благовествуя: Благословенна Ты среди жен (Ты самая великая среди жен особой Божией благодатью), Ты родишь Сына, наречешь Ему имя Иисус и Он станет Спасителем мира. Божия Матерь естественным образом удивилась и спросила: "Как сие будет, ибо я мужа не знаю". На что Архангел Гавриил отвечал: "Дух Святый найдет на Тебя, сила Вышняго осенит Тебя". На это Божия Матерь ответила одно: "се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему". Когда Богородица сказал "се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему" - в этот момент, как говорят Святые отцы, произошло осенение Святым Духом – зачатие.
Священник Андрей Таскаев обращает наше внимание на то, что слова "Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя" нам непонятны абсолютно. Как можно зачать Духом Святым? Но это чудо зачатия, которое и происходит в самый момент Благой вести Деве Марии. Дева Мария зачала чудесным образом в этот день Благовещения. Почему именно так было определено Богом? В Ветхом Завете пророчествовали о приходе Мессии, где Он родится, когда родится, от кого, пророки говорили, что Его не узнают, Он будет убит и воскреснет в третий день. Пророки, переживая за своих потомков, которые могли не узнать Спасителя, просили Бога знамения, чтобы не ошибиться в узнавании Бога. И Господь через пророков сказал, что единственное и явное чудо, понятное всем, будет заключаться в том, что Дева родит Сына, и это будет Сын Божий, Спаситель мира. Это будет чудо, превосходящее естество человеческое. Поэтому мы называем Божию Матерь Приснодевой: она трижды Дева – Дева до Рождества, Дева – в Рождестве, и Дева по Рождеству Иисуса Христа. Для человечества это явное чудо, которое превосходит наш разум, и не нужно пытаться его объяснять. Такое чудо было явлено нам, чтобы Он был узнан, чтобы люди знали, что Сын Девы Марии – Мессия.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения. Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
На Руси Благовещение - большой праздник, с него в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце "играет", и грешников в аду не мучают, а "девица косу не плетет". По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже, если он приходится на Пасху. Исстари на Руси заведено было в этот день отпускать птиц на волю.
Напомним, впереди – Пасхальные торжества, и поминовение усопших в Церкви вплоть до девятого дня после Пасхи не совершается. Если человек умирает на Пасху, его хоронят по особому пасхальному чину. Святая Церковь не одобряет посещение кладбищ в самый день Пасхи, так как это противоречит древнейшим установлениям Церкви, в которой всю Светлую седмицу нет поминовений. Святая Церковь в дни Пасхи радуется и торжествует, в ней нет мертвых, все живые. И только во вторник на вторую неделю после Пасхи, в Радоницу, народный праздник поминовения усопших, люди приходят на кладбище сказать своим близким: "Христос Воскресе!" У Бога нет мертвых - Он победил смерть Своим Воскресением.
Комментарии