Так называемый «успех» в искусстве, шире – в культуре, как известно, явление весьма относительное, многозначное, противоречивое и оценочное.
Художник творит на свой страх и риск и в меру своего таланта, а публика безмолвствует, коллеги, улыбаясь в глаза, за спиной завидуют и злобствуют, а власть не спешит выдать индульгенцию в виде очередного и вполне заслуженного звания. И когда мы изредка вдруг становимся свидетелями чужого художнического успеха, то даже недоумеваем: настолько это, все-таки, нетипичный феномен, в двух известных значениях этого слова: и как явление, и как причуда жизни. Ситуация вечного прозябания «непризнанных гениев» нам, обывателям, гораздо привычней и, главное, понятней. Поэтому всякий успех воспринимается посторонними, скорее, подарком судьбы, нежели заслуженной наградой. Между тем, случайностей в таком призвании как служенье Аполлону, за редчайшими исключениями, не бывает. И если, скажем, в Псков пришла весть о том, что директору Псковской Детской художественной школы Олегу Цветкову «за заслуги в области изобразительного искусства присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», то, вопреки досужим комментариям многочисленных злопыхателей по арт-цеху, официальное признание это вовсе не свалилось с неба, а было честно заработано, вернее, заслужено каждодневными трудами на поприще образования и творчества. Успех мы обычно связываем с какими-то материальными дивидендами. Но художник вкладывается в работу не только тем, что покупает холсты и краски, рассчитывая на будущего покупателя или щедрого мецената. Художник вкладывает в творчество свой талант, труды и дни, в пределе – вкладывает душу, по сути, всю свою жизнь. То есть, ставка здесь – жизнь, и общественное, людское признание для творца значит порой не меньше, чем поставленные на поток продажи шедевров. Хотя статус «профессионального» художника эксперты связывают, прежде всего, со спросом или заказом, что, в принципе, одно и то же, и так было испокон веков, общественную или цеховую оценку тоже никто не отменял, и для художника эта оценка порой значит гораздо больше, чем любовь толпы или начальства.Иначе говоря, что считать успехом? Звание за «выслугу лет» и «по совокупности заслуг» (как вручают в Голливуде на старости лет премию «Оскар» «за вклад в кинематограф»), или мнение условного «старика Державина», который заметит в толпе начинающих яркое дарование и «в гроб сходя, благословит». Не исключено, что такое «благословение» мэтра станет путеводной звездой для одаренного юноши в годы невзгод и становления, и навсегда останется дороже, чем все грядущие премии, официальные звания и цацки. Однако в глубине души каждый художник был бы не против прицепить к лацкану заветный значок.Другое неотменяемое измерение успеха (о коем я уже упомянул чуть выше), а именно: признание коллег и экспертов, - настигло художника Эдуарда Шарипова. Известный псковский живописец и метафизик был вызван на «красную дорожку» музея и галереи современного искусства «Эрарта», историческое открытие которой состоялось 30 сентября в Санкт-Петербурге по адресу Васильевский остров, 29-ая линия, дом 2/а. При небывалом стечении публики: в залы музея было буквально не протолкнуться, и чтобы добраться с 1-го на 5-й этаж, требовалось, как минимум, полчаса. Организовано все было с чисто питерским размахом: играл живой рок-ансамбль, в прозрачных лифтах вверх-вниз разъезжали вкусно ужинающие люди, симпатичные девушки-модели внезапно распахивали верхнюю одежду и показывали публике «чебурашку», то бишь свои обнаженные тела, по залам с инсталляциями в форме летающих тарелок инопланетян маршировали пионеры. Одним словом, сейшн удался, и тот факт, что одна из работ псковского автора, наряду с работами ведущих питерских художников, таких, как Сажин, Лука, Белкин и др., была принята в постоянную экспозицию музея «Эрарты», свидетельствует о том, что и на брегах Великой художники не лаптем щи хлебают.Что мы, собственно, знали и раньше, но вот получили очередное подтверждение. Этот успех может показаться малозначительным или несущественным, - подумаешь, работа художника вошла в музейный фонд, - только профану, а настоящие профессионалы прекрасно осознают цену такого признания: годы трудов и поисков, сомнений и разочарований, неудач и прорывов. Для Виктора Тимофеева, например, подобным «прорывом» вполне можно считать первую в жизни персональную выставку, что открылась в скромной «Белой галерее», которая уже не однажды принимала в свои стены работы участников движения «ПсковАРТ». И вот, наконец, галерея собрала вместе и под одной крышей объекты одного из самых оригинальных и недооцененных художников Пскова. Что это, как не успех? По крайней мере, пристальное внимание зрителя объектам Тимофеева обеспечено, настолько они необычны. - Я делаю свои произведения из отслуживших уже свой век вещей. – Пояснил художник зрителям, пришедшим на открытие «Арт-ребуса», как назвал выставку автор. – Через вещи мы все приобщены к творчеству. Потому что только творец может создавать предметы. И постепенно из вещей чисто утилитарного назначения у человека стали получаться произведения искусства. Я верю, что даже когда вещь выкидываю, она не теряет свою эстетическую энергию.Из деталей, найденных в хламе, где-то на мусорке, в отходах производства, Виктор Тимофеев и конструирует свои эффектные композиции, наделенные остроумными названиями, как, например, «Залатаю рыбку» или «ИскУшенье лесоруба». Рыбка получилась из деталей сломанного телевизора, а «ИскУшенье» - шашлык из дерева. «Кустарщина» - это одновременно и куст, на ветках которого растут ключи, и метафора творческого процесса, начинающегося с ремесла и вырастающего до настоящего искусства. О критериях искусства спорили намедни и в поэтическом клубе «Лира», который вновь собрался в читальном зале Центральной городской библиотеки, что на Конной. Псковские поэты собрались вместе, чтобы обсудить весьма неоднозначные итоги поэтического конкурса, который состоялся летом, накануне Дня города, и был этому городу посвящен. Учредители – Управление культуры Пскова и библиотека – предложили поэтам поупражняться в версификации на темы патриотизма. Поэты поупражнялись. В результате жюри объявило трех победителей, стихи которых и прозвучали на Октябрьской площади в День Ольги, но, как оказалось, у этого решения было много несогласных, разумеется, поэтов, и вот на заседании клуба и предстояло выяснить, на основании каких критериев жюри сделало свой выбор.Конкурс был анонимным, в жюри не было ни одного профессионального литератора, да и в числе победителей таковых не оказалось. Все это не могло не вызвать вопросов, ответы на которые и дал псковский краевед Михаил Зуев, который так сформулировал свое кредо: «Как курица не должна судить о вкусе своих яиц, так и поэт не должен судить стихи собратьев по перу».Дело в том, что с жюри действительно не задалось, и стихи судили читатели, а не писатели. Председатель Псковской писательской организации отказался от участия в жюри. Еще более скандально поступил и редактор сайта «Поэзия» Александр Питиримов, который прочел представленные на конкурс стихи, но отказался судить их, не выделив ни одного достойного, как высказалась одна из заслуженных «стихослагательниц»: «он посчитал наши стихи мусором».Если участники клуба «Лира» посчитали себя оскорбленными позицией несостоявшегося судьи, проявившего по отношению к псковским поэтам явный снобизм, то приехавший на заседание из Великих Лук поэт Геннадий Моисеенко, наоборот, согласился с позицией вчерашнего москвича Питиримова.- Стихи – это форма, а все, что здесь было представлено, к стихам не имеет никакого отношения! – Громогласно объявил Геннадий, фактически обвинив собравшихся поэтов в творческой несостоятельности. – Есть стихи, а есть рифмованные столбики.Под «рифмованными столбиками» великолукский бард очевидно имел в виду вирши участников конкурса.Понятно, что реплика авангардиста спровоцировала новый спор о том, кого считать поэтом-профессионалом, а кого любителем. «Лирики», которые, как показало время, всегда в загоне, сошлись на том, что, ежели в будущем подобные конкурсы в Пскове будут иметь место, то хотя бы профессиональный филолог в жюри обязательно должен быть. Ну, а членство в Союзе писателей или редактура поэтического сайта – это вовсе не гарантия успеха. Победили же в июле никому неизвестные энтузиасты стихосложения на заданную тему. И для них, непризнанных гениев, этот успех теперь станет мерилом, имеющим собственную, у каждого - свою, цену. Саша Донецкий
Комментарии