Вошел в историю дипломатии | Великолукская правда Новости |
Километрах в 20 южнее Великих Лук сразу за Ступинской высотой на берегу речки Рубежанки (Рубежницы) находится Сеньково. Место это историческое. В 17-м веке здесь располагалась одна из крупнейших российских таможен на границе с польско-литовским государством Речью Посполитой. А в июле 1812 года в Сенькове был подписан международный договор между Россией и Испанией о совместной борьбе с наполеоновской Францией.
В «Дипломатическом словаре» и в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Эфрона про это событие говорится так: «Русско-испанский договор 1812 года о союзе против Франции был подписан 8(20).07. в Великих Луках канцлером Н. П. Румянцевым и уполномоченным испанских кортесов Зеа Бермудезом... Последствием русско-испанского договора было согласование военных действий обеих стран в борьбе с Наполеоном, что затруднило в критические моменты войны 1812 года и кампании 1813 года переброску французских войск из Испании...».
Но причем здесь Сеньково, если в приведенном тексте названы Великие Луки? Вот цитата из книг двух великолукских историков 19-го века: М. И. Семевского «Историко-этнографические записки о Великих Луках и Великолукском уезде». (СПБ. 1857.) и
А. А. Редика «Город Великие Луки Псковской губернии. Исторические заметки». (Великие Луки. 1887.) «В истории Отечественной войны Луки Великие известны тем, что здесь был заключен союз России и Испании против Наполеона. 8 июля 1812 года близ города Великие Луки на станции Сеньково трактат был подписан с нашей стороны Государственным канцлером графом Румянцевым, а со стороны испанского короля Фердинанда Седьмого доном Франциско де-Зеа-Бермудеза».
Сохранившиеся источники, в том числе письма графа Н. П. Румянцева, свидетельствуют, что подписан договор был на почтовой станции в Сенькове, а дальнейшие российско-испанские переговоры проходили уже в Великих Луках. Почему так произошло, узнаем несколько позже.
Международная обстановка, предшествующая этому событию, была следующей. Подчинив своему влиянию большинство стран Европы Франция была на вершине своего могущества. Стремясь упрочить свое стратегическое положение Наполеон в 1810 году ввел свои войска на территорию Испании. Слабая испанская армия не смогла оказать серьезного сопротивления. Но случилось то, чего французский император никак не ожидал: на борьбу с захватчиками поднялся народ Испании, началась партизанская война - герилья. В стране произошла смена короля, возник парламент - кортесы, который провозгласил, что будет бороться с неприятелем до победного конца. Поддержку Испании оказали англичане, перебросив туда свою армию. Стремясь найти новых союзников кортесы в 1811 году направили в Россию своего представителя, опытного дипломата Франциско Зеа Бермудеза. Русско-испанские переговоры по указанию царя Александра Первого начались в глубокой тайне, т. к. Россия была связана с Францией Тильзитским мирным договором (для нее невыгодным, но продолжавшим действовать). Даже министр иностранных дел Н. П. Румянцев, придерживающийся профранцузской ориентации, ничего про них не знал.
Самое время узнать, что из себя представляли главные действующие лица, заключившие в будущем российско-испанский договор. Про Франциско Зеа Бермудеза (или Бермудеса) известно мало. Родился в г. Малаге в 1779 году в семье лавочника. После окончания иезуитского колледжа нашел себя на дипломатическом поприще. Был помощником генерального консула в России, послом в Петербурге, Константинополе и Лондоне. Дважды возглавлял кабинет министров Испании, проводя политику умеренного абсолютизма. Последние годы жизни, будучи доверенным лицом королевы Марии-Кристины, проживал в Париже, где и умер в 1850 году.
Граф Николай Петрович Румянцев, сын знаменитого полководца, фельдмаршала П. А. Румянцева, родился в 1754 году. Некоторое время служил в лейб-гвардии в Семеновском полку, а затем в чине камер-юнкера и камергера находился при дворе императрицы Екатерины Второй. Был блестяще образован, много путешествовал за границей, являлся послом в ряде германских государств, побывал в министрах, где зарекомендовал себя с самой положительной стороны. Заслуги Румянцева были отмечены орденом Александра Невского и иностранными орденами. В 1807 году Николай Петрович становится министром иностранных дел, в 1809 году канцлером (высший чин табели о рангах, соответствующий фельдмаршалу в армии), а в 1810 году еще и Председателем Государственного Совета. Современники отмечают в Румянцеве блестящий ум, обширные знания, доброжелательность и приветливость. Сохранился отзыв Наполеона, что он не видал еще никого из русских с такими глубокими сведениями в истории и дипломатии, как у Румянцева.
Обязательно надо отметить, что после выхода в 1814 году в отставку Н. П. Румянцев очень много сделал для развития русской культуры, в частности славистики. Огромная Румянцевская библиотека (ныне Публичная библиотека в Москве), знаменитый Румянцевский кружок (общество блестящих русских ученых), издание ряда научных трудов, покровительство и поощрение деятелей науки и культуры (на меценатство Николай Петрович потратил около двух миллионов собственных денег) и многое другое - все это заслуга Румянцева. Кстати, и Великим Лукам, находясь в них, канцлер подарил библиотеку и пожаловал тому, «кто будет иметь за ней смотреть, по 300 рублей в год». Н. П. Румянцев был почетным членом Российской Академии Наук, Московского университета, ряда зарубежных академий, университетов и обществ.
Умер он в 1826 году в Петербурге и завещал похоронить себя в г. Гомеле в любимом имении, в Петропавловском соборе, который сам же и построил.
12 (24) июня 1812 года огромная т. н. Великая армия Наполеона Бонапарта форсировала пограничную реку Неман и вторглась в пределы Российского государства. Александра Первого, в свите которого находился и Н. П. Румянцев, известие о начале войны застало в Вильно (Вильнюсе). Вместе с армией М. Б. Барклая де Толли он отступил в Дрисский лагерь на р. Западной Двине, а затем в Полоцк. В это время царь и посылает своего министра иностранных дел в столицу, чтобы ускорить подписание российско-испанского соглашения. Со своей стороны Зеа Бермудез выезжает из Петербурга и торопится навстречу. Сохранилось письмо Румянцева императору из Невеля, в котором сообщается, что испанский посол совсем близко. На станции Сеньково Белорусского почтового тракта оба дипломата встретились и сразу же подписали трактат.
Договор включал в себя несколько статей. Провозглашались дружба, согласие и союз между Россией и Испанией, твердое намерение обеих стран вести мужественную войну против императора французов - их общего врага. Обе стороны обязались оказывать друг другу взаимную помощь. Россия юридически признавала кортесы в Испании и принятую ими конституцию. Были восстановлены и коммерческие связи между двумя государствами.
Дальнейший ход борьбы с Наполеоном хорошо известен. Французские войска «завязли» в Испании вплоть до крушения наполеоновской империи. А русская армия, уничтожив вражеское нашествие в 1812 году и совершив заграничный поход 1813-1814 годов, закончила войну в Париже.
А маленькая почтовая станция Сеньково (по статистическим данным второй половины 19-го века в Сенькове проживали всего 1 мужчина и 1 женщина, очевидно, станционный смотритель с женой) продолжала выполнять свои функции. Во время Великой Отечественной войны здесь шли жесточайшие бои. В 20-м веке на месте почтовой станции были постоялый двор, придорожный трактир, столовая для проезжающих, чайная, остановка автобусов. В 1970-х годах, после спрямления части Невельского шоссе, Сеньково оказалось в стороне и впоследствии превратилось в урочище. Только в последнее десятилетие здесь началось дачное строительство. Название этого места отражено и в великолукской топонимике - в нашем городе есть первый и второй Сеньковские переезды.
В год 200-летия заключения российско-испанского договора возникла идея установить в Сенькове памятный знак, посвященный этому событию. Дело это, без сомнения, нужное и полезное. Нашло оно поддержку и у властей Великолукского района. Уже создана инициативная группа, в которую вошли представители районной администрации, главы волостей, краеведы, любители истории родного края. А возглавил ее советник министра культуры Российской Федерации М. Ю. Лермонтов. Будем надеяться, что в следующем году памятный знак будет установлен в Сенькове на месте бывшей почтовой станции, и еще одной достопримечательностью на Великолукской земле станет больше.
В. Орлов, заслуженный учитель России, краевед.