Этикетки не говорят правды: Глава «Роскачества» рассказал о фальсифицированных продуктах питания
0Полную видеоверсию интервью можно посмотреть на сайте телеканала, а здесь мы приводим выдержки из сказанного Максимом Протасовым.
О самых частых нарушениях
[Часто] товар портится от производителя до торговой точки — портится потому, что нарушен холодильный режим, портится из-за того, что где-то нарушена упаковка. [Другая] значимая тема, которую мы постоянно обсуждаем, доносим до потребителя — это проблема фальсификата. Это проблема умышленного изменения рецептуры, заявленной на упаковке, внесение каких-то ингредиентов, которые не соответствуют техническому регламенту или не соответствуют заявленному ГОСТу. Она [проблема] не является глобальной — от 8 до 10 процентов в разных категориях. В среднем, конечно же, существуют отрасли, в которых эта ситуация хуже; где потребителю сообщается не совсем корректная информация — о составе товара, если мы говорим о тканях, или об ингредиентах, если мы говорим о продуктах питания.
Полную версию интервью смотрите здесь.
О минтае под видом трески
Мы впервые в России широко применили метод ДНК-секвенирования, то есть мы действительно установили, какая рыба продавалась в наших магазинах под видом трески. В основном это был минтай — это более дешевая рыба. Эта проблема выносилась на государственную комиссию по борьбе с нелегальным оборотом продукции, которая создана указом президента, и которую возглавляет Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. И с активной поддержкой и Дениса Валентиновича, и всех участников госкомиссии мы эту проблему решили. Во-первых, тут сыграл тот эффект мягкой силы. То есть потребители действительно перестали покупать те марки, которые им врали в течение этих лет. Большинство из них с рынка исчезло. Это действительно наше завоевание. [А также] с нашими коллегами из контрольно-надзорных органов мы создали такую систему, при которой заново эта проблема уже не возникнет. А если возникнет, конечно же, мы с подобными вопросами будем дальше справляться и бороться.
О «Российском» сыре и «легальном фальсификате»
Роскачество [выявило] достаточно интересную ситуацию. Существует такой сорт сыра как Российский сыр. Он был разработан в 60-х годах прошлого века Угличским институтом сыроделия с интересным составом и вкусом итогового продукта. Однако, исследование Роскачества показало, что данный сыр не производится в России сейчас по ГОСТу.! К сожалению. Это проблема так называемого «легального фальсификата». Сегодняшнее законодательство пока, к сожалению, так устроено, что он может называться Российским сыром, потому что он производится по техническим условиям. Под таким названием формально, законно потребителям сейчас продается продукт, который не соответствует, конечно же, ГОСТовской рецептуре, не соответствует вкусу [и другим показателям]. И потребители это видят и, к сожалению, переносят свое недовольство данным продуктом на все название категории — на Российский сыр. В этом смысле, конечно, важны две вещи. Понимание потребителей, что так дешево, как сегодня продается сыр Российский, не может стоить настоящий сыр — это раз. И второе, конечно, необходимо вносить изменения в законодательство, которые мы сейчас инициируем, чтобы традиционные названия, которые о чем-то говорят потребителю, — чтобы продукт под этими названиями мог производиться только по ГОСТовской фиксированной рецептуре.
О нечестных этикетках
Мы видим, что порядка 80% тех нарушений, которые мы находим сейчас в товарах на российском рынке, как раз относятся к маркировке, как мы это называем. То есть к корректности информации на упаковке. Мы разделяем этот вопрос на две части, также как это делают наши коллеги во многих странах мира. Первая — это информация маркетингового характера, которая ничем не подтверждена. [Например] мы часто видим на постельном белье информацию [на этикетке] «Из бамбука». Но мы прекрасно понимаем, что это не так, потому что это сделано из вискозы, которая чаще всего изготавливается из древесины; это совершенно не обязательно бамбук — это посыл ложный. Другой блок работы, действительно очень важный, — это блок так называемой «нечестной» этикетки на товарах, которые называются ГОСТированными названиями, называются традиционными [когда продукты, изготовленные по ТУ, называются так же, как продукты, изготовленные по ГОСТ]. Мы исследовали йодированную соль и увидели, что продукт, произведенный по ГОСТу, и йодированная соль, произведенная по техническим условиям, может отличаться по содержанию йода в десятки раз. В частности, в 84 раза одна из торговых марок. И вот сейчас то изменение в законодательстве, которое мы инициировали, оно, на примере в том числе законодательства других стран мира, мы стараемся применить норму, при которой если ты называешь продукт названием говорящим, традиционным — «Молочный шоколад», пожалуйста, делай эту продукцию по ГОСТированной рецептуре.
О заблуждениях потребителей
Работая над повышением профессионализма потребителя, мы боремся, в том числе, с мифами. Какие мифы уже мы развенчали и для себя, в первую очередь, убедились, что это не так, и потом об этом рассказали потребителям? Страх потребителя по поводу генно-модифицированных организмов, ГМО, в большом количестве продуктов. Исходя из того количества категорий, которые мы исследовали, можно уверенно сказать и быть достаточно довольны тем, что Россия — это чистая страна от ГМО. Также достаточно много страхов о том, что мясо птицы, для увеличения срока ее жизни на полке обрабатывают хлором. Вы знаете, об этой проблеме вот на сегодняшний момент Россия может забыть. Те исследования, которые мы провели, показали, что проблема обработки хлором действительно не существует в промышленных предприятиях. В нашем исследовании, в 100 % брендов, которые мы исследовали, а мы исследовали практически все торговые марки, присутствующие в нашей стране, этой проблемы нет. Есть другие — и проблема антибиотиков, и проблема холодильной цепочки, а значит, порчи товара, это мы будем решать. Но надо называть вещи своими именами. Те потребительские страхи, которые уже не имеют под собой оснований, мы тоже должны развенчать. Мы тоже должны нашего потребителя в этих вопросах успокоить.
О культуре потребления в России
Мы видим, насколько потребитель меняется. Еще недавно покупателя в магазине волновал разве что срок годности продукта. Миллионы людей посещают портал Роскачества — мы видим, насколько интересно им читать и узнавать о том, что они потребляют, и выбирать товары, исходя из информации, которую мы до них доносим. В том числе те замеры, которые мы проводим два раза в год, показывают, что 74% потребителей, которые знают о Роскачестве, доверяют ему. Это достаточно высокий уровень. Мы надеемся, что мы и дальше сохраним этот уровень доверия и будем его увеличивать. Сейчас исследования показывают, что 78 % российских потребителей внимательно смотрят на этикетку товара, который они приобретают. То есть не хватают его с полки, а внимательно изучают. Из них пока 15 % это те потребители, которые читают что-то еще кроме срока годности, даты изготовления. То есть это 15 % людей, которые дочитывают дальше и внимательно смотрят на товар. Таким образом, повышение культуры потребления в России заставляет рынок стремиться к высоким материям — переходить от базовых требований по безопасности к качественным характеристикам и новому для России понятию — «честной этикетке». Кстати, если говорить о повышении доверия потребителей к товарам отечественного производства – это также закономерный процесс. Согласно исследованиям GFK: 71% наших потребителей положительно относятся к товарам, произведенным в России.
«Поздняков» — авторский проект Кирилла Позднякова, где в рамках интервью гости программы отвечают на острые вопросы ведущего. Гостями программы становятся первые лица российского и зарубежных государств, всемирно известные деятели культуры и значимые персоны из других социально-значимых сфер.
Комментарии