Малый Сталинград на Ловати
0 7 фото + видеоК 28 ноября 1942 года произошло окружение немецкой группировки в Великих Луках. Внешнее кольцо замкнули 9-я гвардейская, 357-я, 381-я стрелковые дивизии. 30 ноября замкнулось и внутреннее кольцо. К 10 декабря Красная Армия перерезала связь групп армий «Север» и «Центр» у Новосокольников.
Приказом по 3-й Ударной армии датой начала штурма города устанавливается 12 часов 13 декабря. 257-й стрелковой дивизии (командир полковник Анатолий Дьяконов) ставится задача овладеть 17, 8, 7 кварталами города, 357-й стрелковой дивизии (командир полковник Александр Кроник) — 11, 19, 32 кварталами, 7-й Эстонской стрелковой дивизии (командир полковник Аугуст Вассиль) 8-го Эстонского стрелкового корпуса — наступать в направлении совхоза «Богдановский».
Успеху штурма Великих Лук в немалой степени способствовала практика организованных Героем Советского Союза Дьяконовым штурмовых отрядов, которые отработали тактику своих действий на специально выстроенном из снега макете города в натуральную величину в районе деревень Курова Гора, Карцево, Марьино.
Такой отряд имелся в каждом батальоне 257-й дивизии. Писатель Юрий Дьяконов рассказывает, что в отряд «…входило до 100 бойцов различных воинских специальностей: стрелков, пулемётчиков, сапёров, артиллеристов, химиков. В ячейку управления командира отряда входил также командир взвода артиллерии. Каждый отряд состоял из групп: разведки, штурма, обеспечения, закрепления и резерва. Группа разведки, объединявшая 5-6 человек, двигалась впереди, прощупывая вражескую оборону. В случае необходимости она первой принимала бой, ставила дымовую завесу и, отвлекая на себя огонь противника, способствовала успешному продвижению всего отряда. В штурмовую группу входил 21 человек: командир группы и его заместитель, 10 стрелков, 2 пулемётчика, 3 сапёра, 4 химика. Помимо ручных пулемётов, автоматов и винтовок, группа имела на вооружении гранаты, обеспечивалась дымовыми шашками и взрывчатыми веществами.
В группу обеспечения входило до 40 человек, её огневые средства: 1 станковый и 2 ручных пулемёта, три 50-мм миномёта, противотанковое ружьё, 76-мм пушка, ампуломёт и др. Штурмовой группе ставилась задача преодолеть сопротивление врага и двигаться дальше, тогда как группа обеспечения завершала в основном разгром вражеского опорного пункта.
Группа закрепления состояла из 17 человек (в том числе 5 сапёров со взрывчатым веществом, ножницами, лестницами и т. д.).
И, наконец, в состав штурмового отряда входила ещё группа резерва из 7 сапёров и стрелков».
В результате уже к вечеру 13 декабря советские войска вышли к Ловати и захватили мост, оттеснив немцев на правый берег. 15 декабря в 14 часов 20 минут советское командование направило фон Зассу парламентёров, переводчика старшего лейтенанта М. Д. Шишкина, командира взвода 28-й стрелковой дивизии лейтенанта И. В. Смирнова, однако фанатично преданный Гитлеру подполковник отказался капитулировать.
16 декабря Гитлер передал фон Зассу радиограмму: «Командиру боевой группы Великие Луки. Я выражаю свое восхищение вам и вашим солдатам за вашу храбрость. Я убеждён, что вы будете держаться, как сталь, подобно генералу Шереру в Холме, до тех пор, пока вас не освободят».
17 декабря в Великих Луках массово стали водружаться красные знамёна, а командующий армией назначил офицеров Вадима Сметанникова и Петра Прилюстенко на должности представителя Советской власти и коменданта города. Они разместились в подвале дома №29 по улице Садовой, где ранее находился командный пункт стрелкового полка.
Деятельность Советской власти в Великих Луках началась с открытия 18 декабря бани. «Подобрали парикмахеров, достали мыла, пять швейных машин. Начнём обмывать и одевать детишек», — вспоминал писатель и солдат 357-й стрелковой дивизии Михаил Лямин.
Активные попытки прорыва внешнего кольца предпринимают гитлеровцы. В бой бросаются всё новые и новые части. Так, из-под Велижа перебрасывается 205-я пехотная дивизия, из Франции — 708-я… Немцы пытаются прорвать окружение.
Однако, терпят неудачу. Гитлеровцы не только не сумели отбросить Красную Армию от города, но уже 25 декабря Галицкий приказывает вступить в сражение непосредственно за Великие Луки 47-й механизированной бригаде 2-го механизированного корпуса, которая двигается с юга, навстречу 257-й стрелковой дивизии, чтобы разорвать вражескую группировку пополам.
В ночь на 29 декабря немцы предпринимают попытку усилить свой осаждённый гарнизон. Восемью бомбардировщиками и пятью планерами они сбрасывают 13,8 тонны боеприпасов, медикаментов, 2 противотанковые пушки с расчётами.
Подмога была тем более кстати, если учесть, что к вечеру 30 декабря советских пехоту и танкистов разделяли лишь четыре квартала. Продолжаются жестокие бои и на внешнем кольце, где гитлеровцы к 12 января на ряде участков сумели продвинуться на 10-12 км и не дошли до западной окраины города всего 2-3 км, закрепившись у деревень Маслово, Каменка, Литвиниха, Меленка.
Совинформбюро уже 1 января 1943 года сообщает об окончательном взятии Великих Лук. Хотя несколько очагов вражеского сопротивления ещё остаётся. К началу 1943 года в руках немцев находились крепость, где держал оборону батальон капитана Дарнедде, и железнодорожная станция, где держалось до 1000 противников под непосредственным командованием подполковника фон Засса.
Первый штурм крепости, предпринятый 3 января 1943 года, оказался неудачным. Но он вошёл в историю благодаря подвигу танкистов, когда в занятую врагом крепость прорвался советский танк КВ-1. Немцы поджигают его, и пятёрка отважных танкистов принимает решение затопить горящий танк в озере, но не сдаваться врагу. Командир экипажа — гвардии младший лейтенант Павел Шеметов.
Успешнее обстояли дела на противоположном конце города. 6 января 47-я бригада берёт железнодорожный вокзал — важнейший опорный пункт гитлеровской обороны.
Попытка прорыва 20 танков к крепости, предпринятая немцами 13 января из района деревни Меленка, больше напоминала акт отчаяния, чем реальную военную операцию. Несмотря на то, что на башнях танков были намалёваны красные звёзды, а впереди шли 3 трофейных Т-34, наши солдаты быстро разглядели подмену и в крепость прорвалось лишь 8 машин.
Немцев удалось выбить из крепости к 7 часам 16 января. Штурм начался в 11 часов 15 января, обрушивая на головы немцев лавины огня и стали.
Интересно, что одним из героев штурма крепости стал легендарный командир роты противотанковых ружей 219-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона 357-й стрелковой дивизии младший лейтенант Николай Романов. 15 января с четырьмя расчётами ПТР он пробрался в крепость и обстрелял имеющиеся там танки.
Возвращаясь, Николай Иванович поднял пехоту, лежавшую у крепости, в атаку, направив её на штурм немецких блиндажей. Всего со своими бойцами Романов взял в плен 64 солдата и офицера противника.
Это был тот же самый Романов, который ещё в звании старшины 11 января из противотанкового ружья практически над Великими Луками сбил немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». При строе Романова расцеловал Кроник и представил к ордену Ленина.
Награду отважный боец получил. Но вскоре уроженец станицы Суворовской Ставропольского края был тяжело ранен в боях за Белоруссию, умер от ран 8 марта 1944 года и похоронен в деревне Труды (по другим данным — в деревне Сватье) Полоцкого района.
Кстати, самолёт, сбитый с земли Романовым при освобождении Великих Лук, был не первым. Военные донесения сообщают о более чем 10 случаях. Первый «Ю-88» сбил ещё 17 декабря 1942 года из противотанкового ружья наводчик 6-й батареи 793-го артиллерийского полка 257-й стрелковой дивизии ефрейтор Киреев.
Достойно при освобождении Великих Лук показали себя и воины 8-го Эстонского стрелкового корпуса. В частности, к званию Героя Советского Союза представлялся командир взвода 1-й пулемётной роты 162-го отдельного пулемётного батальона 249-й Эстонской стрелковой дивизии младший лейтенант Альберт Каристе.
22 декабря 1942 года на его участке в атаку пошла пехота при поддержке двух немецких танков. Каристе лично огнём рассеял автоматчиков и броском связки гранат заставил танк повернуть обратно.
С расстояния 25-30 метров немцы стали забрасывать окоп Каристе гранатами. Офицер ловил их и бросал обратно. Шестая граната взорвалась прямо в левой руке командира, однако, несмотря на ранения руки, ноги и лица, он продолжал оставаться на поле боя и руководить обороной.
Помимо ордена Ленина за Великие Луки Альберт Каристе получил медаль армии США «За выдающиеся заслуги». Один из 20 граждан СССР, которые были за годы Великой Отечественной войны ею отмечены.
10 января 13 разведчиков разведроты 257-й дивизии сумели обнаружить бункер фон Засса. Советских бойцов, переодетых в немецкую форму, вели немцы-антифашисты Ф. Августин и Ф. Гольд. По легенде, их сбросили на планере и они несут пакет лично командиру гарнизона.
Всё раскрылось лишь непосредственно у бункера. Пять наших разведчиков погибли в перестрелке. В том числе и старший группы старший сержант Иван Капустин.
Окончательно Великие Луки стали советскими с пленением фон Засса в его бункере 16 января в 15.30 отрядом майора Эдуарда Лемминга и уничтожением последних точек сопротивления 17 января.
Потери сторон при проведении Великолукской наступательной операции в разных источниках оцениваются по-разному. Согласно приказу по 3-й Ударной армии официально считается, что в боях за Великие Луки было убито более 5000 немецких солдат и офицеров, в плен взяты 3944 солдата и 83 офицера, захвачено 113 орудий, 25 танков и бронемашин, 85 миномётов, 197 пулемётов, 2400 винтовок, 3120 снарядов, 1174 мины, 11450 ручных гранат, 1 млн. патронов и другое имущество.
Однако, приведённые цифры выглядят явно заниженными. Поскольку только по данным 257-й стрелковой дивизии с 25 ноября 1942 года по 16 января 1943 года их бойцами было уничтожено и ранено 7200 гитлеровцев, а 357-я дивизия докладывала о 5706 убитых и раненых. Получается 12906 убитых и раненых. В плен две дивизии взяли 3033 человека.
А ведь в Великолукской наступательной операции, в том числе на внешнем кольце воевало не две дивизии. В некоторые периоды и с нашей, и с немецкой сторон, по свидетельству Галицкого, воевало до 200000 человек.
По данным Журнала боевых действий, безвозвратные потери 3-й Ударной армии только в декабре 1942 года — январе 1943 года составили 26320 человек. Вермахт потерял убитыми и умершими за это же время 148751 человека.
Не все эти люди воевали именно в Великих Луках и за Великие Луки, но общий накал сражения становится понятным. Равно как и слова лично контролировавшего ход Великолукской операции и приезжавшего в Великие Луки и в декабре 1942-го, и в январе 1943-го Георгия Жукова, сказанные командующему 3-й Ударной Армии Кузьме Галицкому: «Притянуть на себя силы противника — главная задача 3-й Ударной армии. Возьмёте вы Новосокольники или нет — всё равно задачу будем считать выполненной, если притянете на себя силы врага, и он не сможет их снять с вашего участка для переброски на юг. Итак, своими действиями на длительное время, повторяю — на длительное время, сковать противостоящие войска и притянуть резервы ближайших немецких армий и армейских групп, что будет равносильно срыву переброски их на юг. В этом и состоит главная задача 3-й Ударной армии. Не бойтесь и обороны, главное — перемолоть побольше сил противника».
Более реалистичными представляются потери Красной Армии на уровне 30 тысяч человек и вермахта — на уровне 60-65 тысяч. Отражая тем самым роль Великих Лук в Великой Отечественной войне как малого, или северного Сталинграда, где так же были успешно осуществлены окружение группировки противника и её последующее уничтожение.
Комментарии