Дом культуры Ленина приглашает на праздничные мероприятия к 90-летнему юбилею
0Пётр Васильевич Грудинин родился в январе 1879 года в Великих Луках. В детстве самостоятельно научился играть на скрипке, играл в оркестре дворянского клуба, затем сам организовал оркестр народных инструментов.
В 1927 году начал работу в клубе Ленина с самодеятельными хорами. И к середине 30 годов смешанный хор под управлением Пётра Васильевича имел большой успех — без него не мыслился ни один концерт в городе. Коллектив выступал прямо в цехах, на колхозных станах, перед дорожными рабочими на дальних линейных станциях. Выезжали на грузовиках, которые превращались в подмостки. Снаряжали в путь санные поезда.
«Прибыв в сельский клуб, скидывали тулупы, чуть обогревались и на сцену. Всегда бывало жарко от смеха и веселья, горячих аплодисментов и сердечных встреч», — вспоминают участники коллектива.
Очень почётным и значимым было выступление в Москве, в доме народного творчества. Право на это хор завоевал в Калинине на областных смотрах художественной самодеятельности, где добился большого успеха и был награждён именными часами. Само выступление в столице нашей Родины вызывало большое волнение, а когда узнали, что в зале член ЦК ВКП(б) Михаил Иванович Калинин и советский военачальник, один из первых маршалов Советского Союза, трижды герой Советского Союза, кавалер Георгиевского креста всех степеней, командующий Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны Семён Михайлович Будённый, то переживания просто захватили волной. Но все смогли собраться и заслужили бурные аплодисменты зрителей.
Петь в хоре считал своим долгом почти каждый участник художественной самодеятельности, в том числе Н. В. Галапов, который начал свой путь в художественной самодеятельности в драме, Г. И. Гранкин, основным увлечением которого в те годы были оркестры.
В 1937 году силами хорового коллектива была поставлена опера Драгомыжского «Русалка», музыкальное сопровождение которой исполнял самодеятельный оркестр. Идея поставить эту оперу принадлежала Николаю Николаевичу Грессеру — профессиональному оперному певцу (бас), который жил в Москве и пел с самим Фёдором Шаляпиным. В данный период времени он находился в Великих Луках и работал с Грудининым и солистами хора. Но чтобы поставить оперу, нужен был костюм князя — Н. В. Галапову, Т. И. Сухоруковой — Ольги, А. Д. Грудининой — Наташи, а весь женский состав хора необходимо было превратить в русалок… Задача не из лёгких. И то, что хоровому кружку было отпущено 100 метров марли, её не упрощала, так как в распоряжении артистов костюмерной мастерской не было.
Зато было много талантов «широкого профиля». Таисия Ивановна Сухорукова обладала не только колоратурным сопрано, но и умелыми руками — она мастерила большинство костюмов, была постановщицей танцев в «Русалке», и активной участницей танцевального коллектива. Александр Евсеев был одновременно и художником, оформляющим спектакли драматического коллектива, чудесным любителем-актёром, и акробатом. Таких было много.
Сделать всё своими руками — это было правилом всех самодеятельных коллективов. Сами мастерили декорации, красили мочалу для волос обитателей подводного царства, мастерили музыкальные инструменты, придумывали акробатические номера, они были в то время очень популярны в исполнении братьев Чернецова и Груздуп.
Результатом совместного творчества стал большой успех оперы у великолукского зрителя. В 1940 году хор приступил к постановке последнего действия оперы Чайковского «Евгений Онегин». Уже были распределены роли, разучивались партии, однако война перечеркнула эти планы.
Традиции, заложенные коллективом, до сих пор живут в творческой самодеятельности дома культуры. Что каждый раз подтверждается на городских, областных и даже всероссийских концертных площадках.
24-26 ноября дом культуры приглашает на праздничные мероприятия посвященные 90-летнему юбилею, более подробную информацию, о которых вы сможете узнать на сайте дома культуры www.vluki-dk.ru и в группе в «Вконтакте».
Комментарии