Лавров: Эра безраздельного доминирования Запада уходит
0Вспоминали участники дискуссии знаменитую фразу министра иностранных дел СССР Андрея Громыко «лучше 10 лет переговоров, чем один день войны». Но есть у человечества эти 10 мирных лет? Разумеется, звучали на форуме и «локально-дипломатические» темы — когда министр поедет в государства центральной Африки или почему Россия, с точки зрения вопрошавшего, недостаточно активно участвует в переговорах по урегулированию ситуации в Конго.
Одной из наиболее значимых точек геополитического разлома глава российского МИД считает противоречие между эгоистическими интересами западных государств, стремящихся сохранить прежнюю однополярную систему управления миром, и появлением новых центров экономической мощи, которые трансформируются в новые политические центры и ведут человечество к формированию полицентричной модели в международных отношениях. «Остается надеяться на то, что те, кто хочет остановить многополярность поумнеют», — заметил Лавров. Правда, прозвучало это замечание, с заметной долей скепсиса. Министр считает, что Москва станет одним из полюсов этого нового многополярного мира, где будет востребована российская модель дипломатии: «наша линия не ставит целью нанесение ущерба кому бы то ни было».
По мнению главы внешнеполитического ведомства, «эра безраздельного доминирования западных стран в истории окончательно уходит». Но, признает Лавров, процесс этот не быстрый и встречает неизбежное сопротивление: «ведь в будущем им придется договариваться не о сольных выступлениях, а о совместной партитуре».
Объективное разрушение запущенного в прошлом ведущими странами Запада процесса глобализации — еще одна «зона риска», провоцирующая конфликты. По мнению Лаврова, сегодня глобализация столкнулась с ростом националистических настроений и национального самосознания. Причем этот процесс набирает силу даже в тех странах, которые считались «альма-матер» глобальных процессов. Проявлением воинствующей глобализации, которая должна была открыть не только рынки для товаров, но также пространство для западных идей, стала «арабская весна». Ее итогом стало превращение ближневосточного региона в самый нестабильный на земном шаре. В будущем, по мнению Лаврова, роль национальных государств будет только укрепляться. Но человечеству нужен баланс между этим укреплением и развитием кооперации в глобальном масштабе.
Еще одно концептуальное расхождение между сторонниками многополярного мира и Западом — во взглядах на такую ключевую внешнеполитическую ценность, имеющую с точки зрения Лаврова также ценность общечеловеческую, как договороспособность государств и политиков. В понимании наших западных партнеров этот важнейший параметр геополитической стабильности носит не обязательный характер и может игнорироваться. Результатом такого выборочного подхода становится разрушение системы международных договоров и, как следствие, международного права. Так собственно произошло с Соглашением по ядерной программе Ирана, которое, по оценке Лаврова, уже практически покинули США. Так происходит с урегулированием ситуации на Украине, когда невыполнение Минских соглашений приобрело хронический характер, а страны, подписавшие его в качестве гарантов — Германия и Франция, отказываются, исполнять свои «гарантийные» обязательства. «Пхеньян ведет себя вызывающе», — признает российский министр, но тут же добавляет, что легкость с которой президент США отказывается от ранее заключенных его страной международных договоров лишь подтверждает опасения северокорейского руководства о невозможности компромисса с Белым домом.
Как в этих условиях России защитить мир? Рецепты, предложенные Лавровым, носят преимущественно обобщенный характер, но вместе с тем дают определенное представление о том, какой внешнеполитической линии намерена придерживаться Москва в среднесрочной перспективе.
Россия намерена оставаться открытой к честному (министр несколько раз повторил это слово) диалогу с Североатлантическим блоком и США. Москва продолжит защищать международное право и принципы невмешательства в дела других государств независимо от того считают ли ее западные партнеры лидеров этих стран диктаторами или нет. Россия продолжит во внешней политике «стимулировать диалог между главными оппонентами». В отношениях с Вашингтоном Москва продолжит действовать прагматично и сохранять треки, отвечающие нашим национальным интересам — диалог о стратегической стабильности и взаимодействие в Сирии.
Комментарии