К юбилею ДК имени Ленина: Николай Галапов
0 7 фотоМногие жители старшего поколения гордятся тем, что их молодость прошла в этом учреждении культуры, что они были активными участниками кружков и студий клуба имени Ленина (первоначальное название дома культуры), с большим удовольствием посещали кинозал и танцевальные вечера.
Для молодёжи — это уже история, с которой коллектив ДК Ленина и будет знакомить. Так, значимым для дома культуры был народный академический хор, которым руководил замечательный человек, певец, хормейстер Николай Галапов.
Николай Васильевич Галапов родился 10 октября 1913 года в Великих Луках.
В 17 лет организовал джазовый коллектив. С этих концертов началась известность Николая Васильевича. В довоенные годы исполнял партию Князя в опере «Русалка» в постановке Грессера.
С юных лет пел в хоре паровозовагоноремонтного завода, был солистом хора, участником оперных постановок в клубе «Нацмен» под руководством П. В. Грудинина. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 года вновь работал в системе кинопроката, продолжая заниматься хоровым пением. Был артистом великолукского концертно-эстрадного бюро, в июле 1946 года участвовал в конкурсе артистов эстрады в Ленинграде.
Николай Васильевич создал хоровые коллективы в школах города, объединив их в сводный школьный хор. Награждён боевыми орденами и медалями. К 90-летию со дня рождения хормейстера на доме, где он жил, установили памятную доску.
В 1948 году Николай Васильевич Галапов организовывает взрослый хоровой коллектив. А начиналось всё так.
В восстановленном крыле заводского клуба имени Ленина собрались несколько человек: Николай Васильевич и уставшие после трудового дня работницы — кто в гимнастёрке, кто в ватнике, кто в солдатских сапогах не по размеру. Кто-то их считал чудаками — вокруг разруха, холод, недоедание, а они песенки разучивают.
Так, с немногочисленной женской вокальной группы начался хор. За песней последовала другая, чуть сложнее. И с каждой песней росло исполнительское мастерство певцов и руководителя. Ведь Николай Васильевич и сам когда-то впервые прикоснулся к песенному искусству в заводском хоре. Было это ещё до войны. И вот потом, в сорок пятом, он снова пришёл в заводскую самодеятельность. А через несколько лет впервые вышел на сцену как дирижёр.
После первых выступлений в хор начали приходить новички. Иной уже с порога заявлял: «Пришёл так, посмотреть. А буду ли петь — не известно». Николай Васильевич был строг к таким. С первого раза давал понять, что без дисциплины песня не подчиняется человеку. Некоторые из новичков так и не стали хористами. А многие всё-таки остались.
Николай Васильевич Галапов — человек очень музыкальный, наделённый природой абсолютным слухом и прекрасным голосом, был мягким и добрым. Но на репетициях он был строг, переносил любую фальшь острее, чем физическую боль. Он добился того, что каждый хорист научился глубоко понимать, что хорошо петь — это не только чувствовать музыку, это значит быть дисциплинированным, трудолюбивым, старательным.
Вскоре была подготовлена мужская группа, разучивались более сложные музыкальные произведения. Репетиции и ещё раз репетиции! В 1962 году после выступления на ВДНХ и в Колонном зале Дома Союзов в Москве хору присвоили звание «Народный академический хор».
В репертуар хора входили произведения: «Гимн великому городу», «Слава труду», «Домик над рекой», «Зимняя дорога», «На лодке» и многие другие. Коллектив участвовал в постановке оперетты «Свадьба в Малиновке», в «Половецких плясках», поставил интермедию «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама».
Выступления хора слушали в Москве и Ленинграде, Пскове и Смоленске, Нарве и Таллинне и во многих других городах СССР. Всюду его встречали аплодисменты.
В хоре пели люди разных специальностей с разных предприятий города. И всех их объединяла большая любовь к искусству.
Комментарии