Александр Козловский: Нужно доказать, что отечественный производитель не хуже импортных
0Какие изменения грядут в РСПП после смены руководства, и что волнует псковских производственников сегодня? Об этом Центр Деловой Информации решил узнать напрямую у нового лидера бизнес-объединения.
— Грядут ли какие-то изменения в работе регионального Союза промышленников и предпринимателей в связи со сменой руководства? Может быть, в деятельности возглавляемой вами организации появятся какие-то новые векторы?
— Я считаю, что для нас одно из самых важных направлений сейчас — это расширение географии, потому что сегодня РСПП представляет в принципе два города — Псков и Великие Луки. Наша задача, чтобы в Союзе были представлены все районы Псковской области. Это необходимо для того, чтобы быть полноценным представителем предпринимательства и производственных предприятий нашего региона.
Также мы активно налаживаем сотрудничество с другими объединениями предпринимателей, с администрацией и ее профильными комитетами. Ведем переговоры с главами районов, выясняем какие-то негативные моменты, которые могли бы поправить или принять участие в решении каких-то спорных вопросов.
Наша задача — занять активную позицию по отстаиванию интересов предпринимателей, в первую очередь производственных предприятий. В то же время мы себя не ограничиваем, мы готовы работать и с крупными производственниками, и с индивидуальными предпринимателями.
— Какие наиболее острые проблемы у регионального бизнес-сообщества вы можете выделить на сегодняшний день?
— Во-первых, это, конечно, снижение объемов производства, снижение объемов заказов и отсутствие своевременных оплат по уже произведенной продукции. Никуда не делись и жесткие условия по кредитованию. На сегодняшний день те процентные ставки, которые предлагают банки, практически неподъемны для бизнеса. Особенно если мы говорим о малых предприятиях.
Также я считаю, что у нас очень тяжело идет программа импортозамещения. Она, конечно, реализуется, но, может быть, необходимо какое время для полноценного выстрела этой программы, чтобы почувствовать разницу. Причем зачастую на ее пути ставят препоны чиновники, трактуют ее по-своему или даже не понимают сути этой программы, в отличие от руководства страны.
— Какие еще меры могли бы помочь бизнесу выбраться из стагнации и даже кризисной ситуации? Реально ли выработать какую-то стратегию в условиях, когда на дополнительное финансирование рассчитывать не приходится.
— На самом деле, если взять и изучить отечественную политику поддержки бизнеса, то можно увидеть очень хорошие задумки. Достаточно много программ разработано не только у Минэкономразвития, появилось много программ и у Минпромторга, больше десятка. Единственное, как мне кажется, их реализация буксует. Деньги выделяются, но доходят ли они непосредственно до производителя – вот в чем вопрос. И достаточное ли идет финансирование?
Зачастую бывает так, что те деньги, которые выделены, многие ведомства не могут грамотно потратить, а бизнесу могли бы помочь именно целевые траты. Это положительно бы сказалось и на увеличении объемов производства, и на модернизации производственных площадок.
— То есть без финансирования все-таки никак? А не напрямую деньгами государство может помочь? Скажем, рынками сбыта или привлечением бизнеса к госзаказам?
— Конечно, и такие меры поддержки важны и реальны. Все это может помочь развитию производственных предприятий на территории нашей страны и конкретно в Псковской области, но надо понимать, что они бизнес не спасут.
Надо поменять менталитет чиновников и руководителей компаний, которые не являются государственными, но там есть госпакеты. Зачастую мы сами себя воспринимаем как народ, который просто не может что-то произвести или делает это некачественно. Хотя существует достаточно много предприятий, которые делают сегодня очень качественную продукцию. Но при этом мы никак не можем изжить менталитет, что за рубежом все делают лучше.
Я считаю, что одно из направлений нашей работы как раз состоит в том, чтобы поменять восприятие российских предпринимателей и производств как чего-то негативного.
— А как это можно сделать, если не по принципу «товар лицом»?
— В том и проблема, что показать товар лицом недостаточно. Нужна беспристрастная оценка того или иного изделия.
Что скрывать, мы сами как потребители, обыватели нередко ведем себя точно так же, предпочитая брать зарубежные аналоги. Конечно, есть направления, в которых нам еще нужно подтянуться — электроника или производство легковых автомобилей, но есть отрасли, в которых мы работаем уже достаточно давно и очень успешно. Например, в машиностроении, в том числе в тяжелом. Скажем, у нас делают прекрасные силовые трансформаторы. Но все равно есть предубеждение, что импортные аналоги качественнее, хотя я с этим совершенно не согласен. Вся российская энергетика построена на отечественном оборудовании, которое, к слову, работает без крупных аварий, если мы посмотрим на статистику.
— Вы уже коснулись немного темы импортозамещения. И все-таки, как вы считаете, насколько состоялась в нашей стране эта программа? Насколько полезной или вредной для бизнеса стала запретительная политика санкций?
— Любые санкции в принципе вредны. Даже если завтра произойдет отмена санкций, это будет очень позитивным моментом, потому что мы должны быть открыты. Я лично никогда не выступал за закрытие рынка. Другое дело, опять же, как мы сами будем воспринимать отечественного производителя.
Если у нас есть аналог производимых изделий на территории России, и он соответствует качеству, которое подтверждается соответствующими сертификатам, которых у нас сейчас существует великое множество, то мы не должны отдавать приоритет при закупке импортным товарам.
Что касается программы импортозамещения, то тут, по моему мнению, мы находимся еще в начале пути. Я думаю, если она будет продолжаться, ее результаты мы все равно не получим быстро. Быстро можно только что-то загубить, а для того, чтобы что-то создать нужно гораздо больше времени и сил. Китаю, например, на это понадобилось около 30 лет. Мы тоже можем пройти этот путь и стать не настолько зависимой страной от сырья, которое у нас добывается.
Мне кажется, здесь еще нужно сделать важный шаг в сторону производства средств производства. Ведь сегодня все оборудование производствам приходится покупать за рубежом, а это неправильно, потому что мы снова ставим себя в зависимость, в том числе в таких отраслях, как военная промышленность или космос.
— Какие мероприятия планируется провести под эгидой РСПП в ближайшей перспективе?
— В марте у нас совместно с администрацией планируется презентация Псковской области как инвестиционно привлекательного региона на площадке РСПП во ходе проведения съезда Союза промышленников. Это мероприятие пройдет во время недели российского бизнеса. Я считаю, что это значимое событие, если мы сейчас воспользуемся этой возможностью, то это обязательно принесет положительный результат для Псковской области.
Также мы проводим достаточно много встреч. На днях встречались с руководством региональной Торгово-промышленной палаты и договорились о совместных действиях. В принципе у нас работа похожа, и наши задачи и цели схожи, поэтому мы и договорились о сотрудничестве.
Еще одна важная встреча состоялась с псковскими профсоюзами, тоже договорились тесно сотрудничать. Они будут представлять интересы работников, РСПП — работодателей. Мы подписали тройственное соглашение с администрацией области, в рамках которого будем популяризировать рабочие профессии. Также займемся анализом профессионального обучения, это та проблема, которую мы озвучиваем ежегодно, и мы все еще надеемся прийти к конкретным результатам.
— А планируете ли вы как-то бороться с вымыванием рабочих рук с Псковской области в соседние регионы?
— Такая работа тоже постоянно проводится. Понятно, что добиться результата в этом направлении можно в первую очередь улучшением условий труда, модернизацией предприятий. Здесь, конечно, очень активную роль играют не только руководителей предприятия, но и опять же профсоюзы. Здесь цели у нас общие. Может быть эти проблемы решаются у нас не максимально быстро, как хотелось бы, но в этом направлении мы работаем.
Например, собираемся проводить конкурсы между работниками рабочих профессий в Псковской области. Будем выявлять лучших специалистов и поощрять их труд. Этим мы хотим показать и доказать, что сегодня этим интересно заниматься, потому что поменялись условия труда, станки, оборудование, технологии.
— Вы упомянули, что планируете тесное взаимодействие с региональной ТПП, а поддерживаете ли вы отношения с другими деловыми объединениями, которых на самом деле немало, например, с такими как «Опора России» или «Деловая Россия»? Удается ли объединить усилия на этом уровне, или вы воспринимаете друг друга лишь как конкурирующие организации?
— Мы как раз эту тему обсуждали недавно с президентом ТПП Владимиром Зубовым и сошлись во мнении, что мы не должны быть конкурентами, не должны бороться и отбирать друг у друга членов. Наоборот, мы должны объединить усилия и как можно больше проводить совместных совещаний, семинаров, конференций для того, чтобы показать, что мы действительно идем в одном направлении.
Наша общая задача - показать, что в Псковской области — достаточно предприятий, для того, чтобы мы могли называться промышленно развитым регионом и привлекательным с точки зрения инвестиций.
Комментарии