Пять книг о Великой Отечественной войне
1А ведь когда-то они по звуку отличали советский истребитель от немецкого бомбардировщика, прятались при артобстрелах и думали, что у фрицев звериные оскалы, как на советских плакатах. Военное время врезалось в их память страхом, голодом и похожими на короткие телеграммы письма с фронта: «Надеюсь, что скоро встретимся. Вот прогоним с нашей земли фашистскую гадину и заживем по-прежнему».
Сейчас молодые люди в основном складывают свое представление о Великой Отечественной войне, просматривая художественные фильмы и сериалы, в которых события тех страшных дней проходят лишь фоном к романтической истории. Война для них делится на черное и белое, ее события лишь эпизод из общего курса истории. Поэтому Луки.ру решили напомнить о некоторых книгах, в которых о событиях Второй мировой рассказывают очевидцы и фронтовики, те кто смотрели смерти в лицо и знают настоящую цену Победы.
Борис Васильев «А зори здесь тихие»
Повесть «А зори здесь тихие» — самое первое произведение Бориса Васильева, которое было написано по его личным воспоминаниям в 1969 году. В основе сюжета лежит рассказ о судьбах пяти девушек-зенитчиц, которые ценой своих жизней остановили шестнадцать немецких десантников, пытающихся проникнуть в наш тыл. Имена этих девушек стали нарицательными: красавица Женя Комелькова, молодая мама Рита Осянина, наивная и трогательная Лиза Бричкина, детдомовка Галя Четвертак, образованная Соня Гурвич. Двадцатилетние девушки, они могли жить, мечтать, любить, растить детей, но война решила по-другому. Читать повесть нужно, чтобы ощутить атмосферу времени, прикоснуться к ярким женским характерам и их хрупким судьбам.
«Над деревьями медленно всплывало солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет — теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…».
Анатолий Кузнецов «Бабий Яр»
29 сентября 2009 года в Киеве был открыт памятник, посвященный писателю Анатолию Кузнецову: бронзовая скульптура мальчика, который читает немецкий указ, предписывающий всем евреям города явиться 29 сентября 1941 года с документами, деньгами и ценными вещами.
В то время будущему писателю было 12 лет. Его семья не успела эвакуироваться, и в течение двух лет мальчик жил в оккупированном городе. Он тайно записывал свои впечатления, которые впоследствии и стали основой романа «Бабий Яр». Ничего не укрылось от глаз смышленого подростка: отступление советских войск, первые дни оккупации, взрыв Крещатика и Киево-Печерской Лавры, отчаянные попытки прокормиться, колбаса из человечины, которой спекулировали на рынке, бесчинства украинских националистов и власовцев. Роман «Бабий Яр» является бесценным документом войны, проливающим свет на многие ранее неизвестные события. Читать людям с крепкими нервами, ведь контрастное сочетание детского, почти будничного восприятия и страшных, не поддающихся логике событий может вызвать сильный эмоциональный стресс.
«Дина уверяет, что некоторые истерически хохотали, что она своими глазами видела, как несколько человек за то время, что раздевались и шли на расстрел, на глазах становились седыми».
Василий Быков «Альпийская баллада»
Можно рекомендовать к прочтению любую из пятидесяти повестей писателя-фронтовика Василя Быкова, но особого внимания заслуживает «Альпийская баллада». Повесть рассказывает о трех днях жизни бежавших из фашистского концлагеря военнопленных: белоруса Ивана Терпешка и итальянки Джулии Новелли. Голодные и измученные, напуганные и растерянные, они будут скитаться в Альпах, с трудом осознавая, что горы все еще могут быть прекрасными, а мужчина и женщина способны думать не только о войне.
«Все было. Старое ломали, перестраивали — нелегко это далось. С кровью. И все же нет ничего милее, чем Родина. Трудное все забывается, помнится больше хорошее. Кажется и небо там другое — ласковое, и трава мягче, хоть и без этих букетов. И земля лучше пахнет. Я вот думаю: пусть бы опять все воротилось, как-нибудь сладили бы со своими бедами, справедливее стали бы. Главное, чтоб без войны».
Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»
В своей повести писатель, который сам участвовал в Сталинградской битве, рассказывает о самом важном для него и по-настоящему дорогом. О солдатах, рядом с которыми воевал: интеллигентными и простыми, скромными и отчаянно смелыми, совсем юными и уже убеленными сединой. О тех, чьим упорством, отвагой и жертвенностью была завоевана эта Победа.
Дарование Виктора Некрасова дает возможность каждому из читателей увидеть войну из засыпанного взрывом солдатского окопа: вы будете, стоя по колено в жидкой грязи, сдвинув каску на брови, пережидать уничтожающий все на своем пути артналет, и вы же будете ползти километры, десятки километров, сотни до долгожданной победной тишины. Сила таланта автора, его взгляд, цепкий, внимательный, кинематографический, без пафоса и высоких слов покажет противоестественность и бесчеловечность того, что происходило на войне. От его взора не ускользнет даже раненная осколком рыжая кошка с котятами…
«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть».
Юрий Бондарев «Горячий снег»
События романа разворачиваются под Сталинградом, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, может, даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. События войны воссозданы в романе необычайно зримо, со множеством деталей, подмеченных самим автором, который именно под Сталинградом, принял свой первый бой. «Горячий снег» вобрал в себя не только победу, но и горькую правду о войне, где «бытие становится лицом к лицу с небытием».
«Немилосердный удар вечности, опаляющий душу, не прекращает ни войны, ни страданий, не отстраняет живых от обязанности жить».
Этот список можно продолжать до бесконечности: «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Две зимы и три лета» Федора Абрамова, «Убиты под Москвой» Константина Воробьева, «Звезда» Эммануила Казакевича, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына… Нет числа попыткам понять, что происходит с людьми на войне. Нет полной картины, нет черного и белого. Есть только частные случаи, озаренные редкой надеждой и удивление от того, что войну можно пережить и остаться человеком.
Комментарии