Современные вузы и качественное высшее образование — понятия несовместимые?
11Считается, что хорошее образование дает в руки профессию, способную обеспечить на протяжении всей жизни, и если человек хочет быть полезен своему обществу, он должен понимать всю важность получения качественного образования.
Безусловно, без овладения профессиональными навыками, развиваться и продвигаться по карьерной лестнице трудно. Однако здесь невольно возникает вопрос: а много ли вузов нашей необъятной дают по-настоящему качественное образование? То, которое является не туманной «путевкой в жизнь», а гарантом дальнейшего трудоустройства и социальной стабильности? С тем, что образование должно быть качественным, согласны все. Однако понятие «качество образования» далеко не однозначно, и если у министерства образования одно представление по этой теме, то у руководства вузов, преподавателей, либо студентов — совсем другое.
Надо признать, что ежегодно многочисленные вузы страны штампуют целую армию «специалистов» различных профилей. Многие из них, возможно, ни разу не посещали занятия, поступая в институт с единственной лишь целью — получить диплом. Здесь сразу же вспоминается одно красноречивое видео, облетевшее российский интернет — о том, как студентки престижных экономических вузов Москвы не смогли ответить на элементарные вопросы тестирования, вплоть до того, что затруднялись извлечь квадратный корень из ста. «Качественное» образование, которое получили эти девушки в крупнейших вузах страны, на поверку оказалось чистейшей фикцией.
Бытует мнение, что многое в обучении зависит от настроя самого студента, и, если он не хочет учиться, никто его заставить не сможет. Так-то оно так, однако, не менее важна и нацеленность преподавателя на конечный результат, который выражается в качестве усвоения программы учеником. Даже с самого злостного разгильдяя можно потребовать знаний хотя бы малейшей информации по предмету, если преподаватель в этом заинтересован. А можно просто дождаться сессии и, уповая на свою нищенскую преподавательскую зарплату, собирать «урожай» с нерадивых учеников, не особо интересуясь, что осталось у них в головах.
Однако в этой ситуации стоит учитывать еще и то, что каждый вуз живет своей отдельной автономной жизнью. И если в одном институте сводить преподавателя перед сессией в шикарный ресторан или сауну — в порядке вещей (что, по рассказам моих знакомых, нередкое явление в крупных столичных вузах), то в другом даже малейшая взятка будет рассматриваться как преступление.
Интересно, а как обстоит дело с обучением в великолукских вузах, и достаточно ли знаний дают учащимся для овладения необходимыми навыками выбранной профессии. Для ответа на эти вопросы, я обратилась к нескольким студентам разных учебных заведений нашего города.
Оксана Самойлова, 4 курс ВГСХА, экономический факультет, профиль — финансы и кредит:
Процесс обучения в нашем вузе довольно стандартный: как обычно лекции и практики, но мы бакалавры, и у нас вышла очень скверная ситуация с практикой, так как у нас она всего одна (преддипломная). Благодаря обучению здесь, я действительно что-то узнала и запомнила: все зависит от объясняющего преподавателя. Но опять же, из-за ввода бакалавриата, у нас выходит сокращенное обучение. На предмет отводится меньше (порой в 2 раза) часов, чем у специалистов.
Безусловно, есть такие преподаватели, с которыми предмет точно надо учить. Остальным скорее не наплевать, просто они реалисты и понимают, что студентов (которым уже всем перевалило за 20) тяжело что-то заставить сделать, если они сами этого не хотят. Поэтому просто не портят себе нервы. А не учил студент — это уже ему думать, как выкручиваться на сессии.
По окончании вуза я бы хотела работать по специальности, но надо достаточно изучить предоставленные возможности с получением диплома по выбранному направлению. У меня пока легче, ведь осенью я поступаю на магистратуру, которую открывает экономический факультет. Да и к моменту окончания магистратуры у меня будет еще один диплом, так как сейчас параллельно учусь на заочном в СГА. С дипломом гуманитарной академии легче найти работу в крупных городах, так как в нем стоит место получения Москва, а не Великие Луки.
Елена Федотова, филиал ПсковГУ, 3 курс, специальность — строительство и эксплуатация зданий и сооружений (СиЭЗиС):
Наше учебное заведение дает такое преимущество, что после окончания среднего профессионального образования можно сразу поступить в университет. Я считаю, это огромный плюс.
Наши преподаватели — очень понимающие люди, и они заинтересованы в том, чтобы мы получали знания и связали свое будущее со строительством зданий. Я бы хотела остаться работать в Великих Луках, но, увы, здесь мало мест для моей профессии. Так что вопрос с моим дальнейшим трудоустройством пока еще висит в воздухе.
Дмитрий Черногорцев, 4 курс СГА, факультет информатики и вычислительной техники, кафедра информатики и ВТ.
Процесс обучения в нашем вузе проходит довольно интересным способом. Вообще современная гуманитарная академия построена на том, что здесь получать образование можно из любой точки мира.
Объем знаний, который получит каждый студент в вузе, зависит от самого студента. Само собой, чтобы учиться, сдавать все контрольные задания, зачеты и экзамены, необходимо обладать определёнными знаниями, которые по мере обучения будут накапливаться. Желательно знать хотя бы чуть более программы, чтобы было проще ориентироваться в огромном количестве вопросов. И что касается знаний, которые я здесь приобрёл, то могу ответить, что основные необходимые навыки, безусловно, были мне даны.
В СГА есть преподаватели, которые именно в нашей академии работают, а есть и те, которых приглашают на определённые занятия. К примеру, по направлению «Информатика и ВТ», я думаю, любой студент запомнит Шилову Елену Леонидовну, преподавателя математического анализа. Она, как преподаватель, на самом деле очень многое даёт, интересно преподносит материал, хорошо объясняет. У нас вообще много профильных преподавателей, которые доходчиво разъясняют и готовы дать ответ на вопрос не только по предмету, но и на отстраненные темы.
Работать по специальности? Да, хочу, ведь я не так просто пошел по ней учиться. В процессе учебы я не разочаровался в своей специальности, а даже наоборот, стало еще интересней. Кстати, я уже работаю по выбранному профилю, однако у нас такая профессия, в которой необходимо постоянное обучение. Из-за этого я планирую далее поступать в современную гуманитарную академию, но только уже на магистратуру.
Очевидно, что качество образования в великолукских вузах, как и в большинстве случаев, зависит не только от подачи материала преподавателями, но и от стремления студентов к получению знаний. Если человек хочет собой что-то представлять — он будет учиться, благо для этого в наших вузах созданы все условия. И, конечно, ни один диплом о высшем образовании не прикроет отсутствия извилин в голове. Надеяться лишь на «корочку» попросту глупо, если ты — ноль и не вынес ни малейших знаний из стен института.
(продолжение следует)
Анастасия Егорова
Комментарии