От «Поры ромашек» до «Молитвы Мусоргского»
0
В центре эстетического воспитания почтили память писателя Николая Новикова
Жизнь человеческую можно уподобить странничеству, устремлённому к непостигаемой земным рассудком вечности, достигнув которой душа обретает иное звучание - во Духе, получает ответы на вопросы, казавшиеся труднодоступными для понимания. Год назад окончился земной путь Николая Степановича Новикова, члена Союза журналистов СССР, члена Союза писателей СССР, члена Союза краеведов России, написавшего 20 книг, и в течение этого времени, что прожили мы без него, культурная ценность и значение его наследия воспринимались как нечто неоспоримое, достоверное и необходимое людям.
При этом необходимое не только землякам, но и тем читателям в России, которые глубоко и более детально интересуются и подвижнической жизнью Патриарха Московского и всея Руси Тихона, и древним родословием Мусоргских, и всем тем, что происходило, согласно беспристрастным исповедным росписям и другим архивным документам, на планете, именуемой Пушкиногорьем.
Жизнь Н. С. Новикова, потомственного великолучанина, была тесно связана с работой в областных газетах «Молодой ленинец» и «Псковская правда», собственным корреспондентом которых он являлся. Именно журналистика способствовала рождению ранней прозы, запечатлевшей посредством такого жанра, как очерк, образы простых русских людей из глубинки в книгах «Пора ромашек», «Каждый день на рассвете», «Неутомимая».
По признанию Николая Степановича, он учился писать у Чехова и Бунина, среди старших своих современников особо выделял прозу Куранова и вдохновлялся ею. Но учился он и у самой жизни — нелёгкой, постоянно испытывавшей на прочность, насыщенной интересными людьми и событиями. Много работая в архиве, «ради золотой крупицы истины», как любил подчёркивать писатель, он часто и проживал свою жизнь среди незримых предков Мусоргского, Святителя Тихона, людей, близких по духу Пушкину в дни его творческого взлёта в Михайловском. И Николай Степанович совершил свой прорыв - духовный и литературный, потому что именно такие книги, как «У истоков великой музыки», «Молитва Мусоргского», «Колыбель опального Патриарха», «Легенды и были Пушкиногорья» (из серии «Михайловская Пушкиниана»), позволили миру услышать голос Псковской земли как бы изнутри, услышать не то привычное, что писали о ней историки, музыковеды, литературоведы из Москвы и Санкт-Петербурга, а нечто иное, по-своему увиденное и осмысленное. Чего это стоило Н. С. Новикову, знал лишь он сам и Господь, к которому писатель обращался, работая над своими произведениями.
И труды его были вознаграждены ещё при жизни, а имя занесено в Книгу «Золотая летопись славных дел», созданную к 1100-летию города Пскова.
Оглядываясь в недалёкое прошлое и перелистывая три главных книги писателя, поражаешься точности их названий, в которых можно выделить три ключевых слова: «молитва» - как обращение к Всевышнему Судии, «колыбель» - как проникновение в истоки родной земли, «были» - как стояние на правде, постоянная устремлённость к тому, чтобы быть искренним и правдивым. И ему несказанно «повезло», ибо его дар - открывать неизвестные грани биографий Мусоргского и его потомков, Патриарха Тихона, А. С. Пушкина - состоялся. Помноженный не раз на громадную любовь к родному Великолукскому краю, этот дар раскрылся до такой степени, что, упоминая в какой-нибудь радиопередаче о наследии Мусоргского, народный артист СССР и прославленный бас Евгений Нестеренко непременно рассказывал слушателям и о писателе Николае Новикове, проживающем в Великих Луках. Точно так же откликался на его позывные о Святителе Тихоне и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии... А сколько было обычных, не украшенных почётными регалиями и высокими церковными санами людей, которых одухотворяло, преображало, делало лучше творчество Н. С. Новикова!
Год назад, в канун церковного Новолетия, он ушёл от нас. Его светлой памяти благодарные великолучане посвятили вечер в филармонии городского центра эстетического воспитания, который открыли пианистка Елена Войтушко, исполнившая Хоральную прелюдию И. С. Баха, и автор этих строк.
Вспоминая писателя, пред-седатель комитета культуры Администрации г. Великие Луки В. И. Зандер с волнением и душевным трепетом говорила о том влиянии, которое оказали на неё, человека и руководителя, встречи с Николаем Степановичем. Вспоминала его юмор, его существенные замечания по улучшению культурного климата в городе и, конечно же, его небольшую книжицу, посвящённую музею комсомольской боевой славы имени Героя Советского Союза А. Матросова.
В свою очередь, председатель городского краеведческого общества, профессор, доктор философских наук, преподающая в Академии физической культуры и спорта, Г. Т. Трофимова вспомнила о Николае Степановиче как о краеведе, «перелопатившем» огромное количество архивных документов и сумевшем быть убедительным в своих исследованиях.
- Подумайте только, - горячо говорила Галина Терентьевна, - какой-то провинциал, как казалось в 70-е - 80-е годы, замахнулся не на кого-нибудь, а на самого Мусоргского!... Но именно от музыковедов позже пришло и признание исследовательской работы Новикова.
О том, что писатель имел духовное мужество и благородство возвысить свой голос в защиту собора Вознесения Господня, памятника архитектуры XVIII века, хлопотал о передаче его верующим, с последующим восстановлением, говорил автор многих краеведческих книг, доцент великолукского филиала ПГУПС, кандидат исторических наук С. Г. Петров.
- Николай Степанович был настоящим подвижником во всём, - констатировал он, - и тогда, когда радел о сохранении памятников на могилах известных людей - героя Отечественной войны 1812 года, генерала от артиллерии Несторовского и Героя Советского Союза Шлюйкова, и тогда, когда негромко, но смело призывал беречь наше культурно-историческое наследие.
Хорошо подобранный фоторяд, рассказывающий о жизненных и творческих ступенях роста Н. С. Новикова, показанный под старинный романс из музыки к драме А. С. Пушкина «Метель», - его исполнили Варвара Фёдорова (скрипка) и Елена Войтушко (фортепиано), имел глубокое воздействие на публику, нёс в себе силу откровения.
По-своему тепло и необычно вспомнила ушедшего писателя и журналиста директор музея-усадьбы М. П. Мусоргского Л. Д. Николаева, которая призналась, что Николая Степановича она знала 33 года, и в одной из своих первых книг о музее он критиковал работу его сотрудников, а позже, наоборот, хвалил, помогая пополнять его фонды настоящими раритетами, принадлежавшими семье Мусоргских.
О том, как проходил процесс передачи этих уникальных предметов усадебного быта, личных вещей (броши бабушки композитора) и фотографий, полученных от Г. Н. Базаровой, о дружбе, связывавшей детскую музыкальную школу имени М. П. Мусоргского с писателем, рассказала преподаватель теоретических дисциплин, друг семьи Новиковых Л. В. Спиридонова.
О литературных встречах, вечерах и презентациях книг, которые любили посещать великолучане, говорила директор ЦГБ имени М. И. Семевского Г. В. Ковалёва, тем самым подчёркивая, насколько разноплановым человеком был Николай Степанович, хотя писать для него было намного естественнее и проще, чем выступать перед публикой.
Выступив со своим словом памяти о писателе, начальник отдела Госархива в г. Великие Луки Т. Ю. Савельева призвала собравшихся написать воспоминания о Н. С. Новикове, которые займут достойное место в его личном фонде и станут неоценимым подспорьем в работе будущих исследователей.
...А воспоминания продолжались. И о том, какое значение в жизни Николая Степановича занимали занятия пением в камерном хоре «КАНТ», рассказали преподаватель немецкого языка гимназии имени С. В. Ковалевской Н. М. Писюкова и заместитель директора ЦЭВ, основатель хора Т. М. Дудко. Как коллегу своего отца, неравнодушного журналиста, занятного собеседника, вспомнил Новикова директор медицинского колледжа, заслуженный учитель РФ А. А. Шулаев. Благодарным словом в адрес организаторов вечера отозвалось выступление музы-вдохновительницы, помощницы и вдовы писателя О. Н. Новиковой. Музыкальными отточиями к встрече стали произведения
П. И. Чайковского - «То было раннею весной» и «Я ли в поле да не травушка была», исполненные певицей Натальей Плехановой (концертмейстер Е. Войтушко), а также выступление лауреата всероссийских и международных конкурсов хора «КАНТ» (художественный руководитель И. Беседин). «Ангел вопияше» М. Мусоргского, молитвословие «От юности моея» В. Калинникова из Всенощного бдения, «Грусть просторов» Г. Свиридова, прозвучавшие сурово и мужественно, с большим чувством, были подобны музыкальному венцу, обрамляющему светлую память русского писателя из глубинки Николая Новикова.
Людмила СКАТОВА
Фото Петра ДУДКО
Жизнь человеческую можно уподобить странничеству, устремлённому к непостигаемой земным рассудком вечности, достигнув которой душа обретает иное звучание - во Духе, получает ответы на вопросы, казавшиеся труднодоступными для понимания. Год назад окончился земной путь Николая Степановича Новикова, члена Союза журналистов СССР, члена Союза писателей СССР, члена Союза краеведов России, написавшего 20 книг, и в течение этого времени, что прожили мы без него, культурная ценность и значение его наследия воспринимались как нечто неоспоримое, достоверное и необходимое людям.
При этом необходимое не только землякам, но и тем читателям в России, которые глубоко и более детально интересуются и подвижнической жизнью Патриарха Московского и всея Руси Тихона, и древним родословием Мусоргских, и всем тем, что происходило, согласно беспристрастным исповедным росписям и другим архивным документам, на планете, именуемой Пушкиногорьем.
Жизнь Н. С. Новикова, потомственного великолучанина, была тесно связана с работой в областных газетах «Молодой ленинец» и «Псковская правда», собственным корреспондентом которых он являлся. Именно журналистика способствовала рождению ранней прозы, запечатлевшей посредством такого жанра, как очерк, образы простых русских людей из глубинки в книгах «Пора ромашек», «Каждый день на рассвете», «Неутомимая».
По признанию Николая Степановича, он учился писать у Чехова и Бунина, среди старших своих современников особо выделял прозу Куранова и вдохновлялся ею. Но учился он и у самой жизни — нелёгкой, постоянно испытывавшей на прочность, насыщенной интересными людьми и событиями. Много работая в архиве, «ради золотой крупицы истины», как любил подчёркивать писатель, он часто и проживал свою жизнь среди незримых предков Мусоргского, Святителя Тихона, людей, близких по духу Пушкину в дни его творческого взлёта в Михайловском. И Николай Степанович совершил свой прорыв - духовный и литературный, потому что именно такие книги, как «У истоков великой музыки», «Молитва Мусоргского», «Колыбель опального Патриарха», «Легенды и были Пушкиногорья» (из серии «Михайловская Пушкиниана»), позволили миру услышать голос Псковской земли как бы изнутри, услышать не то привычное, что писали о ней историки, музыковеды, литературоведы из Москвы и Санкт-Петербурга, а нечто иное, по-своему увиденное и осмысленное. Чего это стоило Н. С. Новикову, знал лишь он сам и Господь, к которому писатель обращался, работая над своими произведениями.
И труды его были вознаграждены ещё при жизни, а имя занесено в Книгу «Золотая летопись славных дел», созданную к 1100-летию города Пскова.
Оглядываясь в недалёкое прошлое и перелистывая три главных книги писателя, поражаешься точности их названий, в которых можно выделить три ключевых слова: «молитва» - как обращение к Всевышнему Судии, «колыбель» - как проникновение в истоки родной земли, «были» - как стояние на правде, постоянная устремлённость к тому, чтобы быть искренним и правдивым. И ему несказанно «повезло», ибо его дар - открывать неизвестные грани биографий Мусоргского и его потомков, Патриарха Тихона, А. С. Пушкина - состоялся. Помноженный не раз на громадную любовь к родному Великолукскому краю, этот дар раскрылся до такой степени, что, упоминая в какой-нибудь радиопередаче о наследии Мусоргского, народный артист СССР и прославленный бас Евгений Нестеренко непременно рассказывал слушателям и о писателе Николае Новикове, проживающем в Великих Луках. Точно так же откликался на его позывные о Святителе Тихоне и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии... А сколько было обычных, не украшенных почётными регалиями и высокими церковными санами людей, которых одухотворяло, преображало, делало лучше творчество Н. С. Новикова!
Год назад, в канун церковного Новолетия, он ушёл от нас. Его светлой памяти благодарные великолучане посвятили вечер в филармонии городского центра эстетического воспитания, который открыли пианистка Елена Войтушко, исполнившая Хоральную прелюдию И. С. Баха, и автор этих строк.
Вспоминая писателя, пред-седатель комитета культуры Администрации г. Великие Луки В. И. Зандер с волнением и душевным трепетом говорила о том влиянии, которое оказали на неё, человека и руководителя, встречи с Николаем Степановичем. Вспоминала его юмор, его существенные замечания по улучшению культурного климата в городе и, конечно же, его небольшую книжицу, посвящённую музею комсомольской боевой славы имени Героя Советского Союза А. Матросова.
В свою очередь, председатель городского краеведческого общества, профессор, доктор философских наук, преподающая в Академии физической культуры и спорта, Г. Т. Трофимова вспомнила о Николае Степановиче как о краеведе, «перелопатившем» огромное количество архивных документов и сумевшем быть убедительным в своих исследованиях.
- Подумайте только, - горячо говорила Галина Терентьевна, - какой-то провинциал, как казалось в 70-е - 80-е годы, замахнулся не на кого-нибудь, а на самого Мусоргского!... Но именно от музыковедов позже пришло и признание исследовательской работы Новикова.
О том, что писатель имел духовное мужество и благородство возвысить свой голос в защиту собора Вознесения Господня, памятника архитектуры XVIII века, хлопотал о передаче его верующим, с последующим восстановлением, говорил автор многих краеведческих книг, доцент великолукского филиала ПГУПС, кандидат исторических наук С. Г. Петров.
- Николай Степанович был настоящим подвижником во всём, - констатировал он, - и тогда, когда радел о сохранении памятников на могилах известных людей - героя Отечественной войны 1812 года, генерала от артиллерии Несторовского и Героя Советского Союза Шлюйкова, и тогда, когда негромко, но смело призывал беречь наше культурно-историческое наследие.
Хорошо подобранный фоторяд, рассказывающий о жизненных и творческих ступенях роста Н. С. Новикова, показанный под старинный романс из музыки к драме А. С. Пушкина «Метель», - его исполнили Варвара Фёдорова (скрипка) и Елена Войтушко (фортепиано), имел глубокое воздействие на публику, нёс в себе силу откровения.
По-своему тепло и необычно вспомнила ушедшего писателя и журналиста директор музея-усадьбы М. П. Мусоргского Л. Д. Николаева, которая призналась, что Николая Степановича она знала 33 года, и в одной из своих первых книг о музее он критиковал работу его сотрудников, а позже, наоборот, хвалил, помогая пополнять его фонды настоящими раритетами, принадлежавшими семье Мусоргских.
О том, как проходил процесс передачи этих уникальных предметов усадебного быта, личных вещей (броши бабушки композитора) и фотографий, полученных от Г. Н. Базаровой, о дружбе, связывавшей детскую музыкальную школу имени М. П. Мусоргского с писателем, рассказала преподаватель теоретических дисциплин, друг семьи Новиковых Л. В. Спиридонова.
О литературных встречах, вечерах и презентациях книг, которые любили посещать великолучане, говорила директор ЦГБ имени М. И. Семевского Г. В. Ковалёва, тем самым подчёркивая, насколько разноплановым человеком был Николай Степанович, хотя писать для него было намного естественнее и проще, чем выступать перед публикой.
Выступив со своим словом памяти о писателе, начальник отдела Госархива в г. Великие Луки Т. Ю. Савельева призвала собравшихся написать воспоминания о Н. С. Новикове, которые займут достойное место в его личном фонде и станут неоценимым подспорьем в работе будущих исследователей.
...А воспоминания продолжались. И о том, какое значение в жизни Николая Степановича занимали занятия пением в камерном хоре «КАНТ», рассказали преподаватель немецкого языка гимназии имени С. В. Ковалевской Н. М. Писюкова и заместитель директора ЦЭВ, основатель хора Т. М. Дудко. Как коллегу своего отца, неравнодушного журналиста, занятного собеседника, вспомнил Новикова директор медицинского колледжа, заслуженный учитель РФ А. А. Шулаев. Благодарным словом в адрес организаторов вечера отозвалось выступление музы-вдохновительницы, помощницы и вдовы писателя О. Н. Новиковой. Музыкальными отточиями к встрече стали произведения
П. И. Чайковского - «То было раннею весной» и «Я ли в поле да не травушка была», исполненные певицей Натальей Плехановой (концертмейстер Е. Войтушко), а также выступление лауреата всероссийских и международных конкурсов хора «КАНТ» (художественный руководитель И. Беседин). «Ангел вопияше» М. Мусоргского, молитвословие «От юности моея» В. Калинникова из Всенощного бдения, «Грусть просторов» Г. Свиридова, прозвучавшие сурово и мужественно, с большим чувством, были подобны музыкальному венцу, обрамляющему светлую память русского писателя из глубинки Николая Новикова.
Людмила СКАТОВА
Фото Петра ДУДКО
Комментарии