Ирина Кононова: «Модно быть не бандитом, а образованным и успешным»
1
«Два часа ночи. Бьются стекла. В прихожей пламя. Такое впечатление, что началась война. В квартире мама — инвалид 2-й группы и я с полуторагодовалым ребенком на руках. Слышен истошный крик соседей — зовут на помощь…».
Ирина Кононова — руководитель частного учебного центра в Великих Луках — одна из тех представителей великолукского бизнес-сообщества, для которых финансирование криминала ниже собственного достоинства.
— У меня вымогали деньги — приходили, угрожали, — вспоминает Ирина Кононова. — Ясно дала понять, что платить не буду, тогда в 2000 году подожгли дачу. Потом устроили взрыв в подъезде, били стекла в офисе по всему периметру, подожгли учебный центр (полностью сгорела крыша и второй этаж муниципального здания). Последний крупный инцидент произошел в 2007 году — сожгли автомобиль — «Мерседес Вито». Я всегда обращалась с заявлениями в милицию, но толку от этого было мало. В то время, если на кого-то и заводились уголовные дела, то расследовались они адскими усилиями сотрудников правоохранительных органов и в первую очередь оперативников, которые первыми вступали в контакт с предпринимателями и поддерживали их, вплоть до принятия судебного решения, а иногда и после. Несмотря на такие результаты, сотрудники правоохранительных органов продолжали бороться с вымогателями и задерживать их. Видимо, не было на тот период времени той политической воли, которая есть сейчас.
Свое нежелание платить за «крышу» Кононова объясняет просто — по ее мнению, люди, которые финансируют криминальные структуры, становятся на один уровень с бандитами, по крайней мере, сейчас, когда уже не 90-е, и время диктует иметь твёрдую гражданскую позицию.
— Многие бизнесмены меня не просто не понимали, но даже осуждали, спрашивая: «Ты что, особенная?», — продолжает Ирина. — Советовали платить рэкетирам и жить спокойно. То есть для многих эта ситуация была нормой жизни. В сознании вполне нормальных людей происходили мутации и носили эти мутации массовый характер. А я пыталась объяснить, что финансировать бандитов — это ненормально. Кто-то со мной соглашался, мы держались, но большинство продолжало платить.
Члены организованного преступного сообщества, как отмечает экс-прокурор города Великие Луки (ныне и. о. прокурора города Пскова) Александр Григорьев, в первую очередь были заинтересованы в неоднократном получении денежных средств от предпринимателей для того, чтобы в последующем взять под свой контроль бизнес или переоформить его на свое имя. Схемы такого незаконного вывода бизнеса имели место и в Великих Луках.
Обращения получили «развязку»
«У меня не было ни малейших сомнений в том, что когда-то этому безумию всё-таки придёт конец», — отмечает Ирина Кононова.
Сейчас Ирина Валентиновна делит историю бизнеса Псковской области на два периода — «докебековский» и «кебековский». В 2010 году прокурор Псковской области Тимур Кебеков приехал в Великие Луки, чтобы побеседовать с предпринимателями и узнать, что волнует и тревожит представителей бизнес-структур.
Предприниматели рассказали о том, под каким криминальным прессингом находится их бизнес и как страшно жить в создавшихся условиях. Прокурор региона услышал великолукских бизнесменов, и в будущем все обращения получили положительную развязку. В 2010 году в правоохранительных структурах начались серьезные кадровые перестановки, в городе не единожды проводились выездные координационные совещания с участием заместителя генерального прокурора РФ Александра Гуцана, губернатора Псковской области Андрея Турчака, руководства Великих Лук. Цель встреч в разные годы оставалась одной — декриминализация Великих Лук. Реализованные прокуратурой региона совместно с губернатором Псковской области и руководителями право-охранительных органов организационные и практические меры изменили криминогенную обстановку в Великих Луках.
После кругов ада наступила светлая полоса
С просьбой о помощи к прокурору региона в 2010 году в числе первых обратились и предприниматели Рыбаковы, которые настрадались от вымогателей похлеще, чем только можно увидеть в самом остросюжетном боевике.
«Нас не жгли, а просто однажды вытащили из машины и повезли убивать», — говорит Ольга Рыбакова. После этого предпринимателям не оставалось ничего, кроме того, чтобы платить. Платили они долгих 16 лет. Платили и жили в страхе.
В 2009 году аппетиты вымогателей выросли в разы. Обозначенную бандитами сумму Рыбаковы оказались не в состоянии платить. Тогда же на семью обрушилась новая серия издевательств: мужа Ольги вывозили на кладбище для пыток, запугивали дочку, били стекла в автомобилях, стреляли по окнам...
Предприниматели обращались к правоохранителям, однако дело сдвинулось с места лишь после встречи с прокурором Псковской области Тимуром Кебековым.
Потребовалось время, чтобы выявить преступников и начать следственные действия. Целых два года, пока продолжалось следствие и судебные разбирательства по делу Рыбаковых, к семье была приставлена круглосуточная охрана.
Только после того, когда прозвучал обвинительный приговор судьи и стало ясно, что свободы преступникам не видать, — охрана была снята, а предприниматели смогли вздохнуть свободно. 16 лет рабства закончились в зале суда.
Ольга утверждает, что за эти 16 лет она прошла все круги ада. Сейчас бизнес-леди надеется только на лучшее и поверила в справедливость. А о прошлом в семье стараются не вспоминать. Ведь все изменилось в лучшую сторону, и началась светлая полоса жизни.
Приговор будет справедливым
С 2010 года прокурор Псковской области ввел в правило — раз в квартал встречаться с предпринимателями Великих Лук и из первых уст узнавать: есть ли положительные сдвиги в их теперь уже общем деле.
«После общения с Тимуром Кебековым стало ясно, что предпринимателей хотят слышать, их проблемы небезразличны», — вспоминает Ирина Кононова.
В настоящее время в деле еще не поставлена точка. Оно рассматривается в Великолукском городском суде с участием трех федеральных судей, трех государственных обвинителей и 13 адвокатов. Расследование дела продолжалось около двух лет.
Как рассказала помощник прокурора Псковской области Тамара Сергеева, разбирательство уголовного дела осуществляется в отношении организованного преступного сообщества, действовавшего с 2004 по 2012 годы на территории города Великие Луки, Великолукского, Новосокольнического, Усвятского, Себежского (в т. ч. поселка Идрица) районов. Однако за каждым членом преступной группировки, проходящим по данному делу, установлены различные периоды участия в криминальных действиях.
«Сегодня на скамье подсудимых лишь 11 лиц. В отношении 12-го интересы представляет близкий родственник, который не дал согласия на прекращение уголовного дела в связи со смертью обвиняемого. Ряд неустановленных лиц, действовавших в составе преступного сообщества, в настоящее время устанавливается органами предварительного расследования, — пояснила Тамара Алексеевна. — 15 потерпевших уже высказали свою позицию о деле и предложили меру наказания для тех, кто вымогал у них денежные средства.
В настоящее время уголовное дело находится на этапе предоставления сторонами дополнительных доказательств. Впереди прения сторон и правосудный приговор. Каким ему быть? Только справедливым и правосудным», — отметила гособвинитель.
— Мы видим, что у нас начался активный процесс борьбы с криминалом, — продолжает Ирина Кононова. — Сегодня можно сказать, что по организованной преступности уже нанесен серьёзный удар. Мы этого ждали десятилетия. Рэкетирам, которым вменяют организацию и участие в преступном сообществе с целью совершения тяжких преступлений, грозят серьезные реальные сроки. Наказание за организацию преступного сообщества предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет, участие в нем до 10 лет.
Чтобы противостоять надо объединиться
Положительные изменения уже заметили многие предприниматели города Великие Луки. На сегодняшний день восстановлены права более 40 представителям субъектов малого и среднего бизнеса. В местах не столь отдаленных сидит уже 14 вымогателей. В скором времени там же окажутся еще 11 лиц.
Однако, как отмечают бизнесмены, останавливаться на достигнутом нельзя. Чтобы жить в спокойном и процветающем городе, где не будет криминала, предпринимателям надо объединиться и противодействовать вымогательствам.
«Проблем действительно стало меньше, прекратились взрывы и поджоги, связанные с вымогательством, — отмечает Ирина Кононова. — Часть бандитов осудили, часть – арестована и ждёт своей участи, кто-то «бегает», а кто-то «отошёл в миры иные»… Остальные должны понять, что тоже могут оказаться на скамье подсудимых и не успеть воспользоваться шансом: «стать законопослушным и добропорядочным бизнесменом». Каждому воздастся по заслугам. А молодежь должна понимать, что сегодня уже не модно и не безопасно быть бандитом. Модно быть образованным и успешным. Нужно учиться и выстраивать карьерную траекторию в честном легальном бизнесе, а не в криминале. Не разрушать, а развивать свой город, область, страну», — подчеркнула Ирина Кононова.
Анна Шитикова
Ирина Кононова — руководитель частного учебного центра в Великих Луках — одна из тех представителей великолукского бизнес-сообщества, для которых финансирование криминала ниже собственного достоинства.
— У меня вымогали деньги — приходили, угрожали, — вспоминает Ирина Кононова. — Ясно дала понять, что платить не буду, тогда в 2000 году подожгли дачу. Потом устроили взрыв в подъезде, били стекла в офисе по всему периметру, подожгли учебный центр (полностью сгорела крыша и второй этаж муниципального здания). Последний крупный инцидент произошел в 2007 году — сожгли автомобиль — «Мерседес Вито». Я всегда обращалась с заявлениями в милицию, но толку от этого было мало. В то время, если на кого-то и заводились уголовные дела, то расследовались они адскими усилиями сотрудников правоохранительных органов и в первую очередь оперативников, которые первыми вступали в контакт с предпринимателями и поддерживали их, вплоть до принятия судебного решения, а иногда и после. Несмотря на такие результаты, сотрудники правоохранительных органов продолжали бороться с вымогателями и задерживать их. Видимо, не было на тот период времени той политической воли, которая есть сейчас.
Свое нежелание платить за «крышу» Кононова объясняет просто — по ее мнению, люди, которые финансируют криминальные структуры, становятся на один уровень с бандитами, по крайней мере, сейчас, когда уже не 90-е, и время диктует иметь твёрдую гражданскую позицию.
— Многие бизнесмены меня не просто не понимали, но даже осуждали, спрашивая: «Ты что, особенная?», — продолжает Ирина. — Советовали платить рэкетирам и жить спокойно. То есть для многих эта ситуация была нормой жизни. В сознании вполне нормальных людей происходили мутации и носили эти мутации массовый характер. А я пыталась объяснить, что финансировать бандитов — это ненормально. Кто-то со мной соглашался, мы держались, но большинство продолжало платить.
Члены организованного преступного сообщества, как отмечает экс-прокурор города Великие Луки (ныне и. о. прокурора города Пскова) Александр Григорьев, в первую очередь были заинтересованы в неоднократном получении денежных средств от предпринимателей для того, чтобы в последующем взять под свой контроль бизнес или переоформить его на свое имя. Схемы такого незаконного вывода бизнеса имели место и в Великих Луках.
Обращения получили «развязку»
«У меня не было ни малейших сомнений в том, что когда-то этому безумию всё-таки придёт конец», — отмечает Ирина Кононова.
Сейчас Ирина Валентиновна делит историю бизнеса Псковской области на два периода — «докебековский» и «кебековский». В 2010 году прокурор Псковской области Тимур Кебеков приехал в Великие Луки, чтобы побеседовать с предпринимателями и узнать, что волнует и тревожит представителей бизнес-структур.
Предприниматели рассказали о том, под каким криминальным прессингом находится их бизнес и как страшно жить в создавшихся условиях. Прокурор региона услышал великолукских бизнесменов, и в будущем все обращения получили положительную развязку. В 2010 году в правоохранительных структурах начались серьезные кадровые перестановки, в городе не единожды проводились выездные координационные совещания с участием заместителя генерального прокурора РФ Александра Гуцана, губернатора Псковской области Андрея Турчака, руководства Великих Лук. Цель встреч в разные годы оставалась одной — декриминализация Великих Лук. Реализованные прокуратурой региона совместно с губернатором Псковской области и руководителями право-охранительных органов организационные и практические меры изменили криминогенную обстановку в Великих Луках.
После кругов ада наступила светлая полоса
С просьбой о помощи к прокурору региона в 2010 году в числе первых обратились и предприниматели Рыбаковы, которые настрадались от вымогателей похлеще, чем только можно увидеть в самом остросюжетном боевике.
«Нас не жгли, а просто однажды вытащили из машины и повезли убивать», — говорит Ольга Рыбакова. После этого предпринимателям не оставалось ничего, кроме того, чтобы платить. Платили они долгих 16 лет. Платили и жили в страхе.
В 2009 году аппетиты вымогателей выросли в разы. Обозначенную бандитами сумму Рыбаковы оказались не в состоянии платить. Тогда же на семью обрушилась новая серия издевательств: мужа Ольги вывозили на кладбище для пыток, запугивали дочку, били стекла в автомобилях, стреляли по окнам...
Предприниматели обращались к правоохранителям, однако дело сдвинулось с места лишь после встречи с прокурором Псковской области Тимуром Кебековым.
Потребовалось время, чтобы выявить преступников и начать следственные действия. Целых два года, пока продолжалось следствие и судебные разбирательства по делу Рыбаковых, к семье была приставлена круглосуточная охрана.
Только после того, когда прозвучал обвинительный приговор судьи и стало ясно, что свободы преступникам не видать, — охрана была снята, а предприниматели смогли вздохнуть свободно. 16 лет рабства закончились в зале суда.
Ольга утверждает, что за эти 16 лет она прошла все круги ада. Сейчас бизнес-леди надеется только на лучшее и поверила в справедливость. А о прошлом в семье стараются не вспоминать. Ведь все изменилось в лучшую сторону, и началась светлая полоса жизни.
Приговор будет справедливым
С 2010 года прокурор Псковской области ввел в правило — раз в квартал встречаться с предпринимателями Великих Лук и из первых уст узнавать: есть ли положительные сдвиги в их теперь уже общем деле.
«После общения с Тимуром Кебековым стало ясно, что предпринимателей хотят слышать, их проблемы небезразличны», — вспоминает Ирина Кононова.
В настоящее время в деле еще не поставлена точка. Оно рассматривается в Великолукском городском суде с участием трех федеральных судей, трех государственных обвинителей и 13 адвокатов. Расследование дела продолжалось около двух лет.
Как рассказала помощник прокурора Псковской области Тамара Сергеева, разбирательство уголовного дела осуществляется в отношении организованного преступного сообщества, действовавшего с 2004 по 2012 годы на территории города Великие Луки, Великолукского, Новосокольнического, Усвятского, Себежского (в т. ч. поселка Идрица) районов. Однако за каждым членом преступной группировки, проходящим по данному делу, установлены различные периоды участия в криминальных действиях.
«Сегодня на скамье подсудимых лишь 11 лиц. В отношении 12-го интересы представляет близкий родственник, который не дал согласия на прекращение уголовного дела в связи со смертью обвиняемого. Ряд неустановленных лиц, действовавших в составе преступного сообщества, в настоящее время устанавливается органами предварительного расследования, — пояснила Тамара Алексеевна. — 15 потерпевших уже высказали свою позицию о деле и предложили меру наказания для тех, кто вымогал у них денежные средства.
В настоящее время уголовное дело находится на этапе предоставления сторонами дополнительных доказательств. Впереди прения сторон и правосудный приговор. Каким ему быть? Только справедливым и правосудным», — отметила гособвинитель.
— Мы видим, что у нас начался активный процесс борьбы с криминалом, — продолжает Ирина Кононова. — Сегодня можно сказать, что по организованной преступности уже нанесен серьёзный удар. Мы этого ждали десятилетия. Рэкетирам, которым вменяют организацию и участие в преступном сообществе с целью совершения тяжких преступлений, грозят серьезные реальные сроки. Наказание за организацию преступного сообщества предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет, участие в нем до 10 лет.
Чтобы противостоять надо объединиться
Положительные изменения уже заметили многие предприниматели города Великие Луки. На сегодняшний день восстановлены права более 40 представителям субъектов малого и среднего бизнеса. В местах не столь отдаленных сидит уже 14 вымогателей. В скором времени там же окажутся еще 11 лиц.
Однако, как отмечают бизнесмены, останавливаться на достигнутом нельзя. Чтобы жить в спокойном и процветающем городе, где не будет криминала, предпринимателям надо объединиться и противодействовать вымогательствам.
«Проблем действительно стало меньше, прекратились взрывы и поджоги, связанные с вымогательством, — отмечает Ирина Кононова. — Часть бандитов осудили, часть – арестована и ждёт своей участи, кто-то «бегает», а кто-то «отошёл в миры иные»… Остальные должны понять, что тоже могут оказаться на скамье подсудимых и не успеть воспользоваться шансом: «стать законопослушным и добропорядочным бизнесменом». Каждому воздастся по заслугам. А молодежь должна понимать, что сегодня уже не модно и не безопасно быть бандитом. Модно быть образованным и успешным. Нужно учиться и выстраивать карьерную траекторию в честном легальном бизнесе, а не в криминале. Не разрушать, а развивать свой город, область, страну», — подчеркнула Ирина Кононова.
Анна Шитикова
Комментарии