Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Отель между жизнью и смертью

0
Есть ли жизнь после жизни – не земная, а та, что надеется продлиться там, в Вечности? И что есть эта Вечность, кто ее населяет? Этими вопросами люди задавались давно, а художники, философы, богословы представляли и видели это непостижимое грядущее для каждой человеческой души через доступные образы или откровения, ниспосланные свыше. Эта достаточно глубокая тема вновь зазвучала современно и остро, когда в России были отменены все запреты на религиозное осмысление и нашей жизни, и нашей смерти, и общественное сознание оказалось открытым для восприятия иррационального. Театральные подмостки не стали исключением, они тоже начали поднимать вопросы метафизического значения. В том числе и Великолукский городской театр драмы, обратившийся к пьесе
Э. Э. Шмитт «Отель двух миров».
Нет, это не легендарный «Отель Калифорния», где все его обитатели не только грезят о счастье, но и наяву остаются счастливыми людьми, нет, этот отель, в который попадают главные герои премьерного спектакля Дмитрия Борисова, не имеет ни окон, ни дверей, он вообще таит в себе массу загадок, а выйти из него можно только по чьей-то неведомой воле, которая предопределяет лишь два пути: «вверх» или «вниз». Именно такие направления указывают на лифте иногда загорающиеся стрелки.
Таким образом, каждый попавший сюда из мира рационального, вполне осязаемого, комфортно устроенного, «свободного», - где можно делать все, что душа и тело пожелают, - вначале недоумевает, а затем, осознав, что рамки свободы достаточно ограничены, задумывается: почему же он оказался здесь и в таком беспомощном состоянии?
Их всего пятеро, этих героев и товарищей по «несчастью»: главный редактор и издатель, баловень судьбы Жюльен Порталь (М. Лачков), запрятавший в эзотерические одежды свою боль маг Раджапур (засл. артист России А. Иванов), непотопляемый президент Дельбек (В. Иванов), обычная уборщица Мари (А. Любовская) и страдающая сердечной недостаточностью лучезарная Лаура (Е. Владимирова), и все они такие разные, согласно их жизненным призваниям и пристрастиям, согласно ступеням той иерархической лестницы, по которым распределила их жизнь в обществе. Но есть одно для них общее, объединяющее: клиническая смерть, когда тела живы, но почти бездыханны, сознание отключено, и лишь мятущиеся, недоумевающие души еще пытаются выяснить, куда же они все-таки попали - в медицинскую клинику или в сумасшедший дом?
И пока они выясняют, зритель услышит историю жизни каждого из этих пяти. В ограниченном пространстве и времени она потечет незамедлительно, пока некая Доктор С… (кто она – Ангел смерти, воплощение Судьбы?) не объявит вердикт и их жизни, и их истории болезни, или несчастному случаю, который сопутствовал тому, чтобы автомобиль самоуверенного Жюльена Порталя врезался в дерево, а любящее жизнь сердце по-детски чистой, открытой навстречу всему миру Лауры внезапно остановилось.
Спектакль Дмитрия Борисова языком искусства напоминает посреди обыденности и суеты о конечности земного пути, о том, как важно понимать суть происходящего с каждым из нас, чтобы не оказаться в том недоуменном состоянии, в какое попала в общем-то милая и по-своему обаятельная Мари. Артистка Алла Любовская очень органично ведет диалог со своей героиней, которая искренне не постигает того, что с ней приключилось, и, находясь между жизнью и смертью, в Отеле двух миров, на своеобразном перекрестке, не выпуская привычной из рук тряпки, продолжает чистить, натирать, убираться. А звоночек уже прозвенел.
Куда-то все спешит и обученный жить в ритме деловой среды президент Дельбек, сбитый обычным велосипедистом и попавший на операционный стол. Не привыкший ждать, он и в этом «чистилище» душ пытается оказаться в первых рядах, то есть успеть сделать все от него зависящее, чтобы выбраться их непонятных для него обстоятельств. И только неотмирная, освобожденная от страстей и забот мира сего, отстраненная от событийности времени, хотя в тайне и сочувствующая героям Доктор С… - Доктор «Спасение», какой играет ее Людмила Сызранцева, расставляет все точки над «и». Время, какое вам было дано на земле, - как будто говорит она, - вышло. Теперь ваша дальнейшая участь решается, но не мной.
И как здесь, став свидетелем этой современной по жанру мистерии, не вспомнить мытарства блаженной Феодоры Александрийской, труды духовного писателя о. Серафима (Роуза), чудесные свидетельства о жизни душ усопших, собранные в дореволюционных книгах о. Григория Дьяченко «Из области таинственного»? А Вознесение Иисуса Христа на Елеонской горе на 40-й день по земной кончине, рассказанное в Святом Евангелии, когда после Своего Воскресения из мертвых Он пребывал с апостолами и Богородицею?..
Безусловно, темы, затронутые в спектакле «Отель двух миров», - высоки, традиционны и извечны, и режиссер-постановщик попытался высветить их деликатно, несмотря на то, что делает он это с русскими актерами на западноевропейском материале, к тому же - заметно осовремененном, доступном для понимания замирщвленного и сытого обывателя. Впрочем, вера в христианские ценности сохраняется и в странах Запада, а кроме того, являет собой действенный пример милосердия и отзывчивости, любви к своим ближним. И герой заслуженного артиста России Анатолия Иванова, так называемый маг Раджапур, именно из этой породы. В течение небольшого периода времени, отпущенного ему на жизнь, он, потерявший некогда дочь, обретает ее в лучезарной, светящейся внутренним светом Лауре, отдав ей свое сердце. Президент Дельбек так же, как и Лаура, останется жить, но безмолвные юноша и девушка в белом (В. Владимиров и А. Гетьман), обычно сопровождающие души в отведенные им обители, и на этот раз не смогут объяснить, для чего еще понадобился на земле этот неуютный, эгоистичный человек.
Будет ли жить Жюльен Порталь, чья душа нашла свой отзвук, свою «половинку» в душе Лауры? – на этот вопрос Дмитрий Борисов не дает прямого ответа. Стрелка над лифтом, увозящим героя в неведомое, не загорается. «Вверх» или «вниз», вероятно, дорожные указатели для этой судьбы должен развернуть сам зритель, вступив в творческое партнерство и с режиссером, и с актерами.
И, действительно, это уже неважно, какая стрелка загорится над порталом лифта, кинопленка чьей жизни раскрутится, главное ведь, как убеждают герои спектакля, чтобы на кадрах этой хроники осталось побольше добрых дел, чтобы покрывали их Любовь, Жертвенность и Сострадание, то, что всем так пригодится после… в «Отеле двух миров».
Людмила СКАТОВА
Луки.ру
  1. Ещё по теме
  2. Спектакль «Отель двух миров» признан самым запоминающимся в Санкт-Петербурге

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи