Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

«Ради сладкого труда, ради радости высокой»

0
16 ноября лауреат международных и всероссийских конкурсов камерный хор «Кант» отмечает свое 30-летие
Созданный в 1983 году как самодеятельный коллектив, он, пожалуй, до сих пор остается единственным на Псковской земле камерным хором, достигшим профессионального уровня, но продолжающим петь – при всех переменах последних лет – «ради сладкого труда, ради радости высокой». И музыкально-поэтическое название «Кант» пришлось кстати своим непривычным для атеистических лет звучанием. Оно вдохновляло и настораживало, призывало к строгости и безупречности, влекло новизной хорошо забытого старого.
Устав камерного хора, который начала создавать профессиональный педагог, опытный хормейстер, выпускница дирижерского отделения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской Татьяна Михайловна Дудко, гласил: «Мы, группа энтузиастов, создаем этот хор потому, что всех нас объединяет бескорыстная любовь к пению и желание пропагандировать классическую и народную музыку». А далее – о том, что все участники хора готовы жертвовать личными интересами ради хора и отдать все знания и умения для создания коллектива высокого художественного уровня.
Лестница для серенад

Кем же они были, эти первые хористы, сподвижники Т. М. Дудко? Оказалось, что людьми разных профессий, причем далеко не все владели основами вокала и музыкальной грамоты, и о том, чтобы прочесть «с листа» партитуру разучиваемого произведения, говорить не приходилось. Но главное, что это были люди, способные к пению, имеющие слух и обладающие голосами. Среди них: слесарь локомотиворемонтного завода Николай Абашев, инженер завода высоковольтной аппаратуры Вячеслав Линько, учитель немецкого языка Наталья Писюкова, педагог-теоретик детской музыкальной школы им. М. П. Мусоргского Лилия Спиридонова, работник городского управления образования Геннадий Саблин, супруги Ольга и Николай Новиковы, она – инженер, он - журналист областной газеты и писатель-краевед, работники здравоохранения Надежда Чернова и Любовь Эрн, одна из немногих поющая в «Канте» и сегодня Людмила Литвиненко.
Первые занятия «Канта» проходили в ДК им. В. Ленина, и первые костюмы были пошиты там же: тогдашний директор этого заводского дома культуры А. Н. Лиознов выделил на жакеты хористкам несколько метров светло-серой ткани. Так сказать, от щедрот железнодорожников.
- Первый день в хоре, - вспоминает сегодня одна из его солисток Людмила Литвиненко, - стал счастливейшим в моей жизни. Татьяна Михайловна Дудко зашла в комитет ВЛКСМ локомотиворемонтного завода, где я работала, и предложила мне петь у нее. Петь и солировать я очень любила еще в хоре у Евгении Глядковской в детской музыкальной школе им. М. П. Мусоргского, поэтому согласилась, и ни одного дня не пожалела с тех пор. Мы тогда, приходя на репетиции, с восхищением смотрели на нашего хормейстера Татьяну Михайловну. Как много она дала всем своим первым хористам! И какой драмой стал вынужденный уход для некоторых из них позднее.
Прежде, чем «Кант» обрел свой дом, свою штаб-квартиру в Центре эстетического воспитания, хористы занимались и в ДК ЛК, на лестнице, где была отличная акустика, и можно было расположиться согласно иерархии, принятой в хоре. Возможно, что эта лестница, где звучали «Петербургские серенады» А. С. Даргомыжского, обработки русских народных песен, произведения Яна Сибелиуса, Раймонда Паулса, «Псковские припевки», и стала своеобразным трамплином для стремительного взлета этого самобытного хора. И, как отмечали специалисты-музыковеды, через несколько месяцев после его создания о «Канте» заговорили как о весьма перспективном, сумевшем воплотить в своем исполнительстве традиции и новаторство, чистоту и проникновенность пения. На ежегодных городских смотрах-конкурсах художественной самодеятельности «Великолукские зори» хор дважды становился лауреатом. Но дальше – больше.

«Мы с родины Мусоргского»

- Создавая этот коллектив, - рассказывает Татьяна Михайловна Дудко, - я представляла его в будущем высокопрофессиональным и мобильным. В первый год мы уже пели «акапельную» музыку, попутно организовали городской клуб любителей хорового пения «Лад», который приглашал в Великие Луки хоровые коллективы из Санкт-Петербурга, Пскова, Белоруссии и Прибалтики. Большой резонанс имела наша литературно-музыкальная композиция «Мы с родины Мусоргского», которую, можно сказать, благословил прославленный бас Евгений Нестеренко.
С новой программой, где звучали три хора из оперы Мусоргского «Хованщина», молодой коллектив впервые выступил на сцене музыкальной школы и получил одобрение чуткого в таких вопросах Георгия Свиридова. «Не бросайте своего дела, - напутствовал русский композитор хористов в своем письме, - оно очень и очень важное теперь для сохранения русской культуры».
В торжественные дни, освященные 150-летием со дня рождения нашего гениального земляка Модеста Мусоргского, когда на Псковщину съехалось множество именитых гостей, камерный хор «Кант» пел духовные концерты Бортнянского и Архангельского. Правда, вначале, некий областной чиновник пытался помешать коллективу, мол, «церковное» здесь петь нельзя, на что находчивая Т. М. Дудко кратко сказала: «Тогда иду к Евгению Нестеренко».
Трудолюбие и дерзновенность, подкупающая искренность, а главное, любовь к русскому искусству: музыке, слову, вокалу – все это позволило Е. Нестеренко в 2011 году назвать и Татьяну Дудко, и всех тех, кто вместе с ней сохранял традиции хорового пения, соратниками и единомышленниками, заметить «их человеческий и творческий подвиг в деле служения русской культуре».
Еще одно благословение хористам в начале творческого пути дала известная песнехорка – исполнительница и хранительница русской песни из Усвятского района Ольга Федосеевна Сергеева, чей голос успела записать на несколько пластинок всесоюзная фирма «Мелодия». Встреча со знатоком подлинной народной песни, идущей из глубины веков, по-прежнему согревает сердца великолукских исполнителей.
Вместе с Т. М. Дудко «Кант» участвовал в международном фестивале «Славянский венок» в Таллинне, во всероссийском конкурсе академических хоров, где стал дипломантом, в фестивале «Поющая Россия» в Петрозаводске, во всероссийском Пушкинском празднике поэзии. «А потом, - как признается Татьяна Михайловна, - я поняла, что надо идти дальше, надо творчески расти, а это значит, что в коллектив должен прийти новый дирижер».
Им стала выпускница Белорусской академии музыки Любовь Олеговна Румянцева. Вместе с нею пришла в народный коллектив и хормейстер Анжелика Владимировна Романюк, окончившая Санкт-Петербургскую академию культуры.

«Требуются мужские голоса»

Да, именно на такое объявление откликнулся в 2000 году А. А. Манойлов, в прошлом - один из участников вокально-инструментального ансамбля при Академии физической культуры и спорта, а теперь - декан одного из ее факультетов, кандидат педагогических наук, доцент, солист камерного хора «Кант».
- Меня приняли на вторые басы, - рассказывает Артем Анатольевич, - вначале я вел себя «скромно», считал, что в хоровом пении никто не должен доминировать. Но Любовь Олеговна Румянцева требовала более яркого исполнения партий, и я со временем высвободил свой голос и запел громче.
- Все было ново и необычно, - делится воспоминаниями А. А. Манойлов, - большое впечатление на меня производила духовная музыка. И сейчас я особенно люблю исполнять «Аллилуйю» Твардовского. Вообще же, пение в «Канте» занимает большую нишу в моей жизни. Не всегда взгляды хористов и дирижера на репетиционный процесс совпадают, но без него невозможно обойтись. Кроме того, важен репертуар. Он должен «цеплять» за живое. И, прежде всего, певца, ведь только тогда ты сможешь донести до публики глубину и значимость исполняемого произведения.
По словам А. А. Манойлова, художественным руководителем и дирижером Любовь Румянцева оказалась не по-женски сильным и энергичным. Сумела наладить в коллективе творческую и одновременно дружескую атмосферу. Привлекала хористов к созданию изощренной палитры звуков. В течение 14 лет, что Любовь Олеговна руководила коллективом, он не только заметно обновился голосами, но и запел более профессионально. В 2004 году «Кант» стал лауреатом
I степени международного конкурса духовной музыки им. Ф. Нововейского в польском Барчево, а также обладателем нескольких специальных призов, один из которых «Кант» получил как «Лучший зарубежный хор». А потом, из года в год, этот народный коллектив удостаивался наград и всероссийского конкурса «Поющая Россия» в Санкт-Петербурге, и международного – «Серебряные колокола» в Даугавпилсе, и VII Международного фестиваля православной музыки «Достойно есть» в болгарском Поморие.
Отдельной строкой в биографии хора, в течение нескольких лет певшего в кафедральном Свято-Вознесенском соборе и Казанском храме, стало его участие в выставке-презентации города Великие Луки «Возрожденный из пепла» в Москве. Тогда еще никто не знал, что у «Канта» скоро появится новый художественный руководитель – «столичный», и к таким произведениям, как «Славица» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», рыбниковская «Аллилуйя любви», ко всему тому, что дала зарубежная классика, добавится музыка иного ряда.

Из Ольденбурга в Великие Луки

- О том, что великолукскому хору «Кант» требуется дирижер, - в свою очередь, рассказывает Иван Борисович Беседин, - я узнал в германском Ольденбурге, где мы ставили оперу «Алеко». Честно говоря, не удивился телефонному звонку из Москвы, ведь я был на тот момент студентом необычного учебного заведения - Академии хорового искусства им. В. С. Попова, не утратившей имперских традиций бывшего Синодального училища. Курсовые хоры там существуют для того, чтобы на них практиковались студенты – будущие дирижеры-хормейстеры.
Таким образом, два года жизни И. Б. Беседина прошли в «дороге». Он щедро разделил их между Москвой и Великими Луками, между великолукскими хористами и академическими экзерсисами, пока не перебрался в город на Ловати с семьей.
Свое первое впечатление о тех, кто поет в «Канте», он передает так:
- Говорят, что я люблю работать с каждым исполнителем индивидуально, люблю работать с «голосами». Но ведь и голоса есть! Когда среди женских встречаешь высокие, это нормально, а здесь - одна с природным меццо, другая с природным меццо… Просто жила золотоносная! Приходят в хор и тенора.
По мнению Ивана Беседина, академический хор (именно к таким высотам устремляет коллектив его руководитель) должен иметь и академический репертуар. Поэтому состоялось знакомство с творчеством Юрия Евграфова, с «Курскими песнями» Георгия Свиридова, был подготовлен концерт, пол-
ностью составленный из произведений Моцарта. Случилась и поездка в Берген, на родину Э. Грига, на IV международный конкурс хоровой музыки. Благодаря чему слушатель ощутил явные перемены, произошедшие в последние годы с хористами, которые сегодня действительно поют по-другому. «Я пытаюсь втолкнуть коллектив в XXI век», - любит повторять молодой и перспективный дирижер Иван Беседин, обладающий хорошим голосом, глубокими знаниями в области истории хорового искусства и его традиций.
В юбилейном концерте, который народный коллектив камерный хор «Кант» даст в зале Центра эстетического воспитания 16 ноября, как обещает И. Б. Беседин, публику ожидает музыкальный экскурс по эпохам и странам. В программе вечера вновь прозвучат «Петербургские серенады» А. Даргомыжского, произведения, которые хористы разучивали и пели с прежним дирижером Л. О. Румянцевой, две «Песни Марии» И. Брамса (а вообще, этот цикл составляют семь песен), один из духовных Рождественских концертов
Д. Бортнянского.
Конечно, 30 лет для истории такого хора, как «Кант» - по сути, визитной карточки Города Воинской славы Великие Луки, - не так и много, но, как измерить годами все то, что другому под силу разве что на протяжении долгой жизни. И как точны оказались слова поэта Языкова из гимна, исполняемого артистами «Канта», какой бескомпромиссный ответ дают на вопрос: для чего поют хористы? – «Ради сладкого труда, ради радости высокой». Всем бы нам испытать такую радость!
Людмила СКАТОВА
Фото Михаил Цеханович и из архива хора «Кант»
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи