«Из варяг в греки»: третье путешествие
0
43 участника, 90 стихотворений авторов из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Магадана, Пензы, Ставрополя, Орла, Челябинска, Калужской, Псковской, Ростовской, Тверской областей России, Узбекистана и Приднестровья. Такой выдалась на этот раз география третьего выпуска международного поэтического альманаха «Из варяг в греки», который выпускает с периодичностью один раз в два года в Великих Луках творческая группа «Рубеж».
Казалось бы, какая тут может быть взаимосвязь: международный альманах и Великие Луки, почему и зачем? Желающие узнать это, могли прийти 18 октября в конференц-зал центральной городской библиотеки им. М. И. Семевского и напрямую всё это узнать.
Благо, что сейчас, по случаю 200-летия великолукской библиотеки, «Рубеж» согласился провести представление сборника, которое обычно не проводилось. Исключение было сделано для юбилея, когда принято дарить подарки и оказывать знаки внимания, что и отметила с признательностью в своём вступительном слове директор библиотеки Г. В. Ковалёва.
Затем Галина Витальевна пригласила на сцену для музыкального подарка собравшимся солиста ДК им. Ленина Дмитрия Лавренова, который настроил зал на лирический лад исполнением старых добрых советских песен. После такого вступления об истории появления на свет сборника «Из варяг в греки», об идее и её реализации рассказал председатель «Рубежа», руководитель Великолукского представительства Союза писателей России А. Б. Канавщиков.
Конечно же, Великие Луки взялись за столь глобальную инициативу по представлению современного поэтического литературного процесса не от хорошей жизни. В идеале подобной задачей должны заниматься столичные журналы и организации – выстраивать контексты, открывать новых авторов.
Однако в действительности всё происходит совершенно иначе. Регионы заняты собой и, как правило, лишь местными авторами. А литературные «толстяки» озабочены по большей части упрочением собственных имён и литературных школ. Писатели делятся и бесконечно дробятся по технике написания стихов, по своим эстетическим, интонационным и идеологическим пристрастиям. В результате целостный взгляд на текущую отечественную поэзию оказывается весьма приблизительным и искажённым.
Вместо диалога с читателем, работы на поле духа и души, Божественной простоты мысли и Слова в большинстве своём тиражируются лишь более-менее красиво выстроенные художественные идеологемы в виде верлибров, патриотической пейзажности или любой другой узко-специфической поэзии. Тогда как и верлибр может быть русским и глубоко патриотичным, а самый распатриотичный и прославленный автор может сочинить нечто слабое и проходное.
И вопрос здесь, конечно же, не в политике, а в том нравственном камертоне поэзии, без которого и поэзии не бывает. В том чувстве поэтического и географического пространства, без которого особенно задыхаются сейчас регионы, варясь в собственном соку.
Впервые об идее подобного универсального альманаха «душевной поэзии» (термин Татьяны Шабаевой) «Рубеж» задумался в 1996-1997 году, когда поэт Виктория Ветрова задумывала журнал «Поэтический салон» в качестве поэтического приложения к молодёжному журналу «Пульс». И вот, наконец, в 2009 году пришло время перейти от пожеланий к делу.
При поддержке студентов Литинститута Александра Сапрунова, Евгения Паршина, Павла Зябликова и Сергея Шкарпеты удалось найти приемлемый баланс между традицией и новаторством. Тогда же определились формат и объём, чтобы книжка была удобной для чтения, практичной, обязательно с твёрдой обложкой и не слишком толстой, чтобы её можно было прочитать без перерыва за один раз.
Первый выпуск сборника «Из варяг в греки», который своим названием давал указание и на место публикации, и на объединяющее начало Русской государственности, составили стихи 24 поэтов из Москвы, Петербурга, Туапсе, Краснодара, Перми, Екатеринбурга, Тюменской, Волгоградской областей.
В 2011 году удалось объединить уже 32 автора. И помимо России (Оренбург, Белгород, Самара, Барнаул, Омск, Челябинск и другие города) заявила о себе Белоруссия стихами Александра Раткевича из Полоцка.
Кто вошёл теперь уже в третий выпуск альманаха? Наряду с хорошо известными именами Владислава Артёмова, Валентина Ермакова, Владимира Силкина, Геннадия Иванова, Марины Кудимовой, Сергея Сутулова-Катеринича, Олега Чупрова традиционно представлены как студенты Литинститута, так и самодеятельные (в лучшем смысле этого слова!) авторы, включая совсем юного 13-летнего москвича Олега Печерникова, лауреата Всероссийского детского поэтического конкурса «Золотое пёрышко», исполнителя главной роли в фильме «Открытое сердце».
С момента выхода в свет третьего выпуска сборника некоторые авторы уже высказали свои впечатления о нём. Андрей Канавщиков зачитал отрывки из двух таких писем.
Татьяна Рузаева (Пенза): «Огромное спасибо за альманах - за возможность увидеть свои строки в интересном, ЖИВОМ сборнике, поучаствовать в поддержке и «продвижении» Душевной Поэзии (по словам из приведенной в конце книжки статьи). Подчеркиваю это, потому что приходилось просматривать книги нынешних столичных «продвинутых» авторов...».
Ольга Филиппова (Каменск-Шахтинский): «Сделана книжка с любовью. Сборник маленький, да удаленький! Главное ведь, действительно есть что почитать в таком небольшом объёме. На самом деле - это большой труд, когда составляется с умом. Все тексты ювелирно подобраны. Приятно было с кем-то и с чем-то новеньким познакомиться. Например, Владислав Артёмов мне пришёлся по нраву. Карася Яшу, который не карась, а золотая рыба, у Татьяны Лапко забыть невозможно, так же, как и псевдосветлячка у Анны Маркиной. Каждый автор достоин доброго слова. Что-то больше понравилось, что-то меньше. Но какого-то отторжения нигде не наблюдается. В целом, всё очень гармонично получилось, на мой взгляд».
Прозвучали поздравления по случаю юбилея автора альманаха Валентина Михайловича Ермакова из Обнинска - прекрасного лирического поэта, редактора рубцовской книги «Зелёные цветы», которому 15 октября исполнилось 80 лет. Почтили участники встречи и память другого автора – Валентина Николаевича Штубова из Нелидово, который ушёл из жизни, когда сборник находился уже в типографии.
Свои стихи также читали авторы сборника из Великих Лук, члены Союза писателей России Людмила Скатова, Татьяна Лапко. И безусловным украшением всей встречи стал приезд целой творческой делегации из города Невеля.
Дело в том, что в третий выпуск вошли стихи руководителя невельского литературно-поэтического клуба «Шкатулка», работающего в центральной районной библиотеке, Наталии Волковой. Но на представление новой книги приехала и выступила не одна она. Со своими произведениями познакомили участников встречи также Валентина Даниленко, Екатерина Паринкина, Лариса Курочкина, Наталия Страхова. Жаль, конечно, что выступили не все из гостей, включая художника Александра Андреева-Снегина, но нужно признать и то, что даже самое хорошее не может быть бесконечным.
Искренне поздравили с новым выходом к читателям своих коллег Светлана Фоничева, Владимир Павлов. Завершая литературный вечер, Андрей Канавщиков в очередной раз призвал не поддаваться на частые и модные разговоры о гибели поэзии, об уходе интереса к ней. Он сказал, что на отечественном материале впервые познакомился с подобной мыслью у В. Г. Белинского: «Пора стихов миновала в нашей литературе» (ПСС, т. 2, М., 1953, с. 21), который писал это ещё при живом Пушкине.
С тех пор периодически властьимущие и чиновники от культуры пытаются хоронить поэзию, находясь в полном соответствии с заповедями Платона, выводившего поэтов, как заведомо непрограммируемых, незомбируемых субъектов, за пределы Идеального Государства. Вспоминая о поэзии лишь, когда требуется что-то расшатать или разрушить, как в хрущёвские или горбачёвские годы, когда поэзии предоставляли стадионы и огромные залы для рок-концертов, чтобы взорвать поэтическими образами устоявшееся течение жизни.
Очевидно, впрочем, что поэзия, несмотря на все некрологи, посвящённые ей, жила, живёт и жить будет. И, может быть, продуктивнее и правильнее государству воспользоваться, наконец, потенциалом, заложенным в поэзии, чтобы употребить его не во зло, а во благо? Как это часто получалось в советское время, и как это пытается сейчас делать без всякого централизованного финансирования творческая группа «Рубеж» альманахами «Из варяг в греки».
И уж тем более вредны поэзии региональные и иные местечковые резервации. Русская поэзия должна мыслить себя в масштабах всей страны. Да и реализовывать (или не реализовывать) себя в точно таких же масштабах. Иначе однажды ни страны у нас единой не будет, ни языка.
А. КАНАВЩИКОВ
Казалось бы, какая тут может быть взаимосвязь: международный альманах и Великие Луки, почему и зачем? Желающие узнать это, могли прийти 18 октября в конференц-зал центральной городской библиотеки им. М. И. Семевского и напрямую всё это узнать.
Благо, что сейчас, по случаю 200-летия великолукской библиотеки, «Рубеж» согласился провести представление сборника, которое обычно не проводилось. Исключение было сделано для юбилея, когда принято дарить подарки и оказывать знаки внимания, что и отметила с признательностью в своём вступительном слове директор библиотеки Г. В. Ковалёва.
Затем Галина Витальевна пригласила на сцену для музыкального подарка собравшимся солиста ДК им. Ленина Дмитрия Лавренова, который настроил зал на лирический лад исполнением старых добрых советских песен. После такого вступления об истории появления на свет сборника «Из варяг в греки», об идее и её реализации рассказал председатель «Рубежа», руководитель Великолукского представительства Союза писателей России А. Б. Канавщиков.
Конечно же, Великие Луки взялись за столь глобальную инициативу по представлению современного поэтического литературного процесса не от хорошей жизни. В идеале подобной задачей должны заниматься столичные журналы и организации – выстраивать контексты, открывать новых авторов.
Однако в действительности всё происходит совершенно иначе. Регионы заняты собой и, как правило, лишь местными авторами. А литературные «толстяки» озабочены по большей части упрочением собственных имён и литературных школ. Писатели делятся и бесконечно дробятся по технике написания стихов, по своим эстетическим, интонационным и идеологическим пристрастиям. В результате целостный взгляд на текущую отечественную поэзию оказывается весьма приблизительным и искажённым.
Вместо диалога с читателем, работы на поле духа и души, Божественной простоты мысли и Слова в большинстве своём тиражируются лишь более-менее красиво выстроенные художественные идеологемы в виде верлибров, патриотической пейзажности или любой другой узко-специфической поэзии. Тогда как и верлибр может быть русским и глубоко патриотичным, а самый распатриотичный и прославленный автор может сочинить нечто слабое и проходное.
И вопрос здесь, конечно же, не в политике, а в том нравственном камертоне поэзии, без которого и поэзии не бывает. В том чувстве поэтического и географического пространства, без которого особенно задыхаются сейчас регионы, варясь в собственном соку.
Впервые об идее подобного универсального альманаха «душевной поэзии» (термин Татьяны Шабаевой) «Рубеж» задумался в 1996-1997 году, когда поэт Виктория Ветрова задумывала журнал «Поэтический салон» в качестве поэтического приложения к молодёжному журналу «Пульс». И вот, наконец, в 2009 году пришло время перейти от пожеланий к делу.
При поддержке студентов Литинститута Александра Сапрунова, Евгения Паршина, Павла Зябликова и Сергея Шкарпеты удалось найти приемлемый баланс между традицией и новаторством. Тогда же определились формат и объём, чтобы книжка была удобной для чтения, практичной, обязательно с твёрдой обложкой и не слишком толстой, чтобы её можно было прочитать без перерыва за один раз.
Первый выпуск сборника «Из варяг в греки», который своим названием давал указание и на место публикации, и на объединяющее начало Русской государственности, составили стихи 24 поэтов из Москвы, Петербурга, Туапсе, Краснодара, Перми, Екатеринбурга, Тюменской, Волгоградской областей.
В 2011 году удалось объединить уже 32 автора. И помимо России (Оренбург, Белгород, Самара, Барнаул, Омск, Челябинск и другие города) заявила о себе Белоруссия стихами Александра Раткевича из Полоцка.
Кто вошёл теперь уже в третий выпуск альманаха? Наряду с хорошо известными именами Владислава Артёмова, Валентина Ермакова, Владимира Силкина, Геннадия Иванова, Марины Кудимовой, Сергея Сутулова-Катеринича, Олега Чупрова традиционно представлены как студенты Литинститута, так и самодеятельные (в лучшем смысле этого слова!) авторы, включая совсем юного 13-летнего москвича Олега Печерникова, лауреата Всероссийского детского поэтического конкурса «Золотое пёрышко», исполнителя главной роли в фильме «Открытое сердце».
С момента выхода в свет третьего выпуска сборника некоторые авторы уже высказали свои впечатления о нём. Андрей Канавщиков зачитал отрывки из двух таких писем.
Татьяна Рузаева (Пенза): «Огромное спасибо за альманах - за возможность увидеть свои строки в интересном, ЖИВОМ сборнике, поучаствовать в поддержке и «продвижении» Душевной Поэзии (по словам из приведенной в конце книжки статьи). Подчеркиваю это, потому что приходилось просматривать книги нынешних столичных «продвинутых» авторов...».
Ольга Филиппова (Каменск-Шахтинский): «Сделана книжка с любовью. Сборник маленький, да удаленький! Главное ведь, действительно есть что почитать в таком небольшом объёме. На самом деле - это большой труд, когда составляется с умом. Все тексты ювелирно подобраны. Приятно было с кем-то и с чем-то новеньким познакомиться. Например, Владислав Артёмов мне пришёлся по нраву. Карася Яшу, который не карась, а золотая рыба, у Татьяны Лапко забыть невозможно, так же, как и псевдосветлячка у Анны Маркиной. Каждый автор достоин доброго слова. Что-то больше понравилось, что-то меньше. Но какого-то отторжения нигде не наблюдается. В целом, всё очень гармонично получилось, на мой взгляд».
Прозвучали поздравления по случаю юбилея автора альманаха Валентина Михайловича Ермакова из Обнинска - прекрасного лирического поэта, редактора рубцовской книги «Зелёные цветы», которому 15 октября исполнилось 80 лет. Почтили участники встречи и память другого автора – Валентина Николаевича Штубова из Нелидово, который ушёл из жизни, когда сборник находился уже в типографии.
Свои стихи также читали авторы сборника из Великих Лук, члены Союза писателей России Людмила Скатова, Татьяна Лапко. И безусловным украшением всей встречи стал приезд целой творческой делегации из города Невеля.
Дело в том, что в третий выпуск вошли стихи руководителя невельского литературно-поэтического клуба «Шкатулка», работающего в центральной районной библиотеке, Наталии Волковой. Но на представление новой книги приехала и выступила не одна она. Со своими произведениями познакомили участников встречи также Валентина Даниленко, Екатерина Паринкина, Лариса Курочкина, Наталия Страхова. Жаль, конечно, что выступили не все из гостей, включая художника Александра Андреева-Снегина, но нужно признать и то, что даже самое хорошее не может быть бесконечным.
Искренне поздравили с новым выходом к читателям своих коллег Светлана Фоничева, Владимир Павлов. Завершая литературный вечер, Андрей Канавщиков в очередной раз призвал не поддаваться на частые и модные разговоры о гибели поэзии, об уходе интереса к ней. Он сказал, что на отечественном материале впервые познакомился с подобной мыслью у В. Г. Белинского: «Пора стихов миновала в нашей литературе» (ПСС, т. 2, М., 1953, с. 21), который писал это ещё при живом Пушкине.
С тех пор периодически властьимущие и чиновники от культуры пытаются хоронить поэзию, находясь в полном соответствии с заповедями Платона, выводившего поэтов, как заведомо непрограммируемых, незомбируемых субъектов, за пределы Идеального Государства. Вспоминая о поэзии лишь, когда требуется что-то расшатать или разрушить, как в хрущёвские или горбачёвские годы, когда поэзии предоставляли стадионы и огромные залы для рок-концертов, чтобы взорвать поэтическими образами устоявшееся течение жизни.
Очевидно, впрочем, что поэзия, несмотря на все некрологи, посвящённые ей, жила, живёт и жить будет. И, может быть, продуктивнее и правильнее государству воспользоваться, наконец, потенциалом, заложенным в поэзии, чтобы употребить его не во зло, а во благо? Как это часто получалось в советское время, и как это пытается сейчас делать без всякого централизованного финансирования творческая группа «Рубеж» альманахами «Из варяг в греки».
И уж тем более вредны поэзии региональные и иные местечковые резервации. Русская поэзия должна мыслить себя в масштабах всей страны. Да и реализовывать (или не реализовывать) себя в точно таких же масштабах. Иначе однажды ни страны у нас единой не будет, ни языка.
А. КАНАВЩИКОВ
Комментарии