Андрей Турчак: "Моя работа – это счастье"
0– Андрей Анатольевич, почему год назад вы согласились поменять непыльную должность российского сенатора на столь нервную должность?
– Губернатор – это тяжёлая, но очень благодарная работа. Cкажем, в бизнесе, где я работал несколько лет, от принятия решения до результата – очень длинный горизонт. Проверить же правильность решения губернатора можно уже через пару недель. Эта обратная связь даёт огромный заряд положительных эмоций. Я не закрываюсь от людей. Скажу больше, стараюсь общаться с ними не в своём кабинете в дни приёма, а в более неформальной обстановке. Кроме того, я достаточно много езжу по области, а каждую среду в одном из райцентров проходит выездное заседание областной администрации. Словом, работа мне нравится, а если получаешь удовольствие от работы – это счастье. Я бы оперировал именно такими категориями. И действую по принципу: если перестаю получать удовольствие от работы, я её меняю. От губернаторской же работы в Псковской области пока получаю колоссальное удовольствие.
– Как часто удаётся выбираться домой, в Петербург?
– В родном городе стараюсь бывать каждые выходные: половинка субботы и половинка воскресенья. Ведь я не перевёз в Псков свою семью – у меня четверо детей, трое из которых учатся в школе, и выдёргивать их из Петербурга нецелесообразно.
– На губернаторскую должность вас не выбрали, а назначили. Как вы относитесь к отмене выборов глав регионов?
– Я считаю себя скорее не политиком, а менеджером, назначенным президентом России на должность губернатора Псковской области сроком на четыре года. В кризисные и посткризисные годы именно метод "ручного управления" позволяет эффективно руководить любым регионом. Именно прямое финансовое участие федерального центра позволило большинству российских регионов в 2009 году пройти активную фазу кризиса по касательной, без непоправимых последствий.
– По данным полпредства президента России в СЗФО, в Псковской области зарегистрирован самый высокий уровень безработицы в округе – 11,2 процента. Однако начальник Государственного управления социальной защиты администрации Псковской области Армен Мнацаканян утверждает, что эта цифра не превышает 2,9 процента. Кому верить?
– Считать можно по-разному. Уровень безработицы у нас, исходя от общего количества населения, составляет 2,9 процента, а от экономически активного населения эта цифра превышает 11 процентов. Здесь нет никакого противоречия. По методике Международной организации труда цифра 2,9–3 процента от общей численности населения конвертируется в 10–12 от экономически активной группы. Официальный уровень безработицы в Псковской области составляет 2,9 процента. Именно из этой цифры рассчитывается размер средств на выплаты из федерального бюджета компенсаций людям, официально зарегистрированным на бирже труда. Таких в Псковской области – около 15 тысяч человек.
– Что вы можете предложить экономически активному безработному населению региона?
– На федеральном уровне разработан широкий спектр социальных программ. Население Псковской области, например, активно участвует в программе временной занятости. В 2009 году при отделах кадров предприятий, которые собираются сокращать персонал или имеют перебои с заказами, появились пункты занятости. Все работники проблемного предприятия автоматически попадают в категорию временно занятых сотрудников. Они занимаются уборкой территорий, реконструкцией цехов, ремонтом оборудования, а когда возвращаются стабильные заказы, люди переводятся в постоянный штат. Компенсационные выплаты на программу временной занятости в нашем регионе в 2010 году составят 700 миллионов рублей, в основном из федерального бюджета. Это очень приличная сумма.
Помимо денег, в 2009 году более 1 тысячи человек только в Пскове смогли открыть собственное дело с помощью 60 тысяч "подъёмных" рублей. Эти деньги можно направить на создание какой-нибудь мастерской в сфере услуг, например. Если же собирается открыть свой бизнес группа единомышленников из 4–5 человек, то можно вложить 240–300 тысяч "подъёмных" рублей. Неплохая сумма для старта. Но предпринимательскую программу ещё необходимо защитить у нас в комитете экономики и в Сбербанке, представитель которого входит в специальную комиссию.
– Андрей Анатольевич, каковы параметры областного бюджета на 2010 год?
– Доходная часть консолидированного бюджета составит 20 миллиардов 200 миллионов рублей, расходная – 22 миллиарда 100 миллионов. Бюджетный дефицит составит 1 миллиард 900 миллионов рублей, но я отношусь к этому спокойно: ведь у области нет долговых обязательств в коммерческих банках. Следует также учесть, что 930 миллионов рублей составят переходящий дефицит прошлого года. Таким образом, в минусе остается менее 1 миллиарда рублей. Мы уже договорились с Минфином, что в 2010 году область возьмёт бюджетный кредит в размере 500 миллионов рублей. Другие 500 миллионов мы планируем привлечь в коммерческих банках. Однако при должной оптимизации расходов от коммерческого кредита можно и воздержаться.
– В стратегической программе развития Псковской области локомотивами экономики объявлены три направления: транспортно-логистическое, сельскохозяйственное и туризм. Насколько оправдана ставка на туризм, ведь это очень затратная отрасль? В Петербурге, например, она развивается недостаточно активно.
– Туризмом мы начали заниматься серьёзно. Богатейшее культурно-историческое наследие региона может существенно увеличить доходы бюджета. Но для успешного развития отрасли необходимо строить хорошие дороги и недорогие гостиницы класса две-три звезды, детально сформировать турпродукт. В 2009 году в Пскове открылись две новые гостиницы и заложены два мини-отеля. Есть надежда, что в 2011 году в областном центре будет наконец закончен и долгострой – строительство вместительного отеля на берегу реки Великой. Строятся новые объекты и в других местах туристического притяжения: Пушкинских Горах, Печорах, древнем Изборске, которому исполнится 1150 лет.
– Промышленность Псковской области – не самое сильное звено её экономики. Нет ли желания переломить ситуацию из "корпоративной" солидарности? Ведь ваш отец руководит Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, долгие годы он возглавлял авиакосмический холдинг "Ленинец". Да и вы, вероятно, выпускник не гуманитарного вуза…
– Вы правы – я закончил ЛИАП и некоторое время, кстати, работал в "Ленинце". Глубинная проблема региональной промышленности заключается в том, что Псковская область во времена СССР всегда была комплектатором по отношению к конечному производителю, который, как правило, базировался в Москве или Ленинграде. Последствия экономического спада 1990-х годов первыми почувствовали именно предприятия-комплектаторы. Тем не менее не всё так плохо. В южном, Великолукском, промышленном кусте удалось сохранить три крупных предприятия сельхозмашиностроения, которые производят манипуляторы, лесопогрузчики и другие механизмы. В тех же Великих Луках успешно работает завод электротехнического оборудования, который комплектует многие подстанции и является поставщиком предприятий "Росатома". Надеемся, что продукция завода будет востребована и на ЛАЭС.
В областном центре флагманом являет завод "Псковкабель", на котором работают более 1 тысячи человек. По нынешним временам это крупное промышленное предприятие даже по петербургским меркам. Кроме основной продукции завод освоил новые технологии сварки железнодорожных рельсов, которые оценили в ОАО "РЖД". По заказу "Газпрома" завод изготовил опытный образец агрегата для сварки труб большого диаметра. Есть надежда, что газовый монополист разместит на "Псковкабеле" выгодные заказы.
– Более 20 компаний приобрели в Петербурге статус стратегического инвестора с местными налоговыми льготами. Стоимость входного билета в этот клуб – не менее 3 миллиардов рублей. Есть ли стратегические инвесторы в возглавляемом вами регионе и если да, то каков их вступительный взнос?
– У нас статус стратегического может получить любой инвестор, а проекты стоимостью 50 миллионов рублей и выше сопровождают чиновники уровня вице-губернатора. Инвестиции в основной капитал в 2009 году превысили в регионе 500 миллионов рублей. В частности, в прошлом году в тестовом, а в начале 2010 года в окончательном, рабочем режиме состоялся пуск завода "Пэрко", владельцами которого являются бизнесмены из Петербурга. Инвестиции в проект составили 500 миллионов рублей. Завод, построенный в чистом поле, производит турникеты, электронные ключи и другие системы контроля доступа и осуществляет поставки в 72 страны. На производстве для псковичей созданы 300 новых рабочих мест, а с запуском второй очереди их число увеличится до 500.
Недавно подписан меморандум и выбрана площадка для строительства завода австрийской компании TANN-Papier, которая производит фильтры для сигарет и поставляет их всем лидерам мирового рынка, в том числе и американским. Завод начнёт выпускать фильтры в 2012 году, а инвестиции в проект составят невиданную для Пскова сумму – 40 миллионов евро. Надеемся, что вслед за австрийцами в регион придут и другие зарубежные компании.
– В инвестиционной программе развития Псковской области заявлено, что петербургская "Группа компаний РосАгроТех" в строительство свиноводческих комплексов на территории региона собирается вложить ещё более серьёзную сумму – 2,3 миллиарда рублей или почти 60 миллионов евро.
– Это пока ещё сырой проект. Отмечу, что организовать производство свинины на территории Псковской области после кризиса захотели многие фирмы. Но это – очень отходный процесс, и мы рискуем просто утонуть в навозе.
В развитии мясного животноводства мы сделаем ставку на производство говядины, которой в России явный дефицит. Более половины объёмов потребляемой говядины импортируется из далекой Южной Америки. Даже при огромных транспортных расходах аргентинская говядина стоит дешевле отечественной. Будем исправлять эту парадоксальную ситуацию. Область планирует развивать племенное дело и с учётом своего приграничного положения может стать репродуктором для всей России.
А вот с чем в регионе хорошо уже сегодня – так это с производством молока.
– Поля и леса Псковской области не только красивы и разнообразны, но и богаты своими дарами. Обочины всех 350 километров трассы Петербург – Киев, проходящей по территории региона – от границы с Ленинградской областью на севере и до границы с Витебской областью на юге, – летом забиты грибами-ягодами. К сожалению, те же грибники продают дары леса по одинаково высоким ценам, которые им диктуют перекупщики…
– Для собирателей даров леса "в товарных количествах" этим летом будут оборудованы специальные места для торговли без посредников. Такой промысел, кстати, будет одним из важных пунктов развития регионального агропромышленного комплекса.
Мы также воспользуемся выгодами географического положения Псковской области. Она находится на стыке московской и петербургской агломераций плюс граничит сразу с тремя государствами, два из которых являются членами ЕС. Грех не воспользоваться такими преимуществами, но для этого нужно время.
глас народа
Вам нравится деятельность молодого губернатора? Ответы на этот вопрос спецкор "НВ" отправился искать в парилку коммунальной бани № 25 на Конном проспекте Пскова, чтобы узнать, как говорится, чистую правду.
Борис, 64 года, юрисконсульт: – А у нас все губернаторы молодые. Евгений Михайлов начал рулить областью в 1996 году лет в 35. Сменившему его через восемь лет Михаилу Кузнецову было в момент избрания губернатором меньше 40 лет. Чуть старше был Владислав Туманов, который служил губернатором до "жириновца" Михайлова. Мне лично Андрей Турчак нравится – в телевизор не лезет, на подчиненных не кричит, обещает только то, что может сделать.
Александр, 42 года, водитель автобуса: – Новый губернатор не только дороги центральных улиц подлатал, но и транспортный налог для частников повышать не стал, хотя руки, наверное, чесались.
Юрий, 34 года, мелкий предприниматель: – Андрей Турчак сделал ставку не на разваленную ещё в 1990-е годы промышленность, а на сельское хозяйство, и это правильно. Посмотрите, сколько в регионе с идеальным для крестьянства климатом заброшенных деревень и совхозов! А ведь до революции в Псковской области проживали 1,8 миллиона человек – почти в три раза больше, чем сегодня. И все они были крестьянами…
дороги
После назначения Андрея Турчака на должность губернатора в центре Пскова всего за один сезон были отремонтированы десятки дорог – столько, сколько за предыдущие лет десять. Используя свои связи в Москве, он сумел привлечь в отрасль целый миллиард рублей, в основном из федерального бюджета. В местном же бюджете на ремонт дорог заложены куда меньшие деньги, и автомобилисты опасаются, что прошлогодний бум не повторится…
– Унывать не стоит, – считает губернатор. – В прошлом году в ремонт псковских дорог региональный бюджет вложил 160 миллионов рублей. Для сравнения: в Великих Луках – втором по величине городе области – на эти цели израсходовано лишь 30 миллионов рублей. В 2010 году на дорожный ремонт в Пскове уйдет 180 миллионов рублей. Будут приведены в порядок 20 новых адресов улично-дорожной сети и пять переходящих объектов. В 2010 году, в частности, закончится текущий ремонт Рижского проспекта на всем его протяжении и капитальный ремонт центральной площади Ленина. В этом году мы также отремонтируем улицу Маргелова – одну из самых проблемных в Пскове, так как она проходит вдоль территории 76-й дивизии ВДВ. Там постоянно происходит разгрузка гусеничной техники, которая и разбивает асфальт. Мы договорились с командующим ВДВ о совместной деятельности. Владимир Шаманов пообещал выделить несколько комплектов аэродромных плит, которые будут уложены в местах разгрузки боевой техники. Что же касается внутридворовых территорий, то мы разделили сферу ответственности. Финансирование ремонта городских дорог область взяла на себя, а приведение в порядок внутридворовой территории станет ответственностью городской администрации. Насколько я знаю, летом 2010 года запланирован ремонт внутридворовых дорог в 16–18 микрорайонах. Деньги на эти цели в бюджете города Пскова зарезервированы.
(Другие материалы нашего специального корреспондента, который побывал в Псковской области, – в ближайшем номере "НВ")
Беседовал Сергей Тачаев
Комментарии