День выборов или как Единая Россия выращивает конкурентов
0Проигранная битва или победа в войне
Конечно, ещё рано подводить окончательные итоги, тем не менее, в общем и целом "выборная" картина ясна. И картина эта даёт несколько поводов, если не удивиться, то хорошо призадуматься. "Единая Россия" уже точно сохранила свои позиции ведущей политической силы, по итогам всех восьми региональных выборных кампаний она набирает большинство в парламентах субъектов. Однако, говорить о выполнении "партийного плана", заявленного Борисом Грызловым как "удержание планки предыдущих выборов", то есть 60-65% голосов, приходится только в трёх регионах – Рязанской и Воронежской областях и Ямало-Ненецком автономном округе. В остальных регионах, по данным на 8:00 15 марта правящая партия не набирает и 50%. Кроме того, имеют место быть две настоящие "оплеухи" - на выборах мэров Иркутска и Усть-Илимска кандидаты от "Единой России" проиграли с треском и грохотом (в Иркутске отрыв от победившего кандидата составил почти 40% голосов). Скорее всего, причиной этого были стратегические просчёты руководства партии, причём как в центре, так и на местах.
На этом фоне достаточно неплохо выглядят результаты оппозиции. Например, в Хабаровском крае, по данным обработки 100% бюллетеней, "Единая Россия" набрала около 48% голосов. У "Справедливой России" — 15,45%, у ЛДПР — 13,63%. В Курганской области из 100% голосов кандидатам от "Единой России" отданы 41,21%. За КПРФ голосовали 25,3% избирателей, эсеры получили 17,18% голосов, а ЛДПР — 12,63%. В Свердловской области по предварительным итогам обработки 100% бюллетеней за "Единую Россию" проголосовали 39,79% избирателей. ЛДПР набрала 16,88% голосов, местное отделение КПРФ — 21,69%, "Справедливая Россия" — 19,3%. В Республике Алтай "Единая Россия" лидирует с 44,6%, у КПРФ — 24,14%, у "эсеров" — 16,08%, у ЛДПР — 12,36%. В Калужской области, по предварительным данным, "Единая Россия" набирает 42,49%, КПРФ — 28,31%, ЛДПР — 11,71%, "Справедливая Россия" — 11,9%, "Патриоты России" — 2,6%.
В Ямало-Ненецком автономном округе "Единая Россия" получила 70,28%, ЛДПР — 11,86%, КПРФ — 7,34%, "Справедливая Россия" — 6,33%. В Воронежской области на счету "Единой России" — 68,73%, у КПРФ — 13,95%, у ЛДПР — 9,89%, у "Справедливой России" — 4,42%, "Правое дело" — 0,62%. В Рязанской области "Единая Россия" набирает 61,11%, ЛДПР — 14,44%, КПРФ — 13,88%, "Справедливая Россия" — 5,55%. Коммунисты по-прежнему удерживают прочное второе место в предпочтениях избирателей, а ЛДПР и эсеры, в большинстве случаев ставят задачу не победить, но хотя бы пройти.
Стоит отметить, что большинство регионов, в которых прошли крупные выборы, были исторически "проблемными" для партии власти. В той же Республике Алтай на прошлых выборах "Единая Россия" не набрала и 30%, так что рост почти на 15% - уже неплохой результат. Рязань традиционно считалась вотчиной ЛДПР, на прошедших вчера выборах партии Жириновского прочили до 23% голосов, так что конечный результат можно считать неуспехом ЛДПР и, соответственно, успехом "Единой России". Кстати, Рязанская область лидирует по числу заявленных и уже выявленных нарушений и провокаций. Опять же, не совсем понятны заявления руководства партии власти о планке в 60% в регионах, где раньше едва набирали 30-35%.
Не выборы, а сказка
Говоря о нарушениях, можно отметить ещё один интересный факт. Они, конечно же, были. Но, практически все: представители партий, политические обозреватели, эксперты и международные наблюдатели говорят о беспрецедентной в истории российских выборов "тишине". Выборы в целом, действительно, прошли спокойно, без многочисленных явных нарушений, массового применения административного ресурса. По крайней мере, ещё вчера вечером лидеры оппозиционных партий заявили об удовлетворении результатами и ходом выборов. О намерении выводить на улицы протестующие массы и устраивать демарши в Государственной Думе никто пока не заявлял. Ситуация для российской политической действительности уникальная.
Хотя, многое становится более понятным, если вспомнить последний Госсовет, на котором Президент Медведев ненавязчиво намекнул лидерам оппозиции, что для того, чтобы побеждать, нужно как минимум участвовать. Результатом того же Госсовета стали многочисленные "полюбовные" договорённости партий, которые, как бы их ни критиковали, всё-таки сработали. Очевидно, желание Президента видеть в парламентах больше, чем две партии всё же сбудется.
Правда, на фоне успеха парламентской оппозиции, весьма плачевно выглядит состояние оппозиции непарламентской или, если угодно, околопарламентской. "Патриоты России" и "Правое дело" провалили свои кампании, если вообще их начинали. Если первые, хоть где-то приближались к двухпроцентной планке, то вторые не смогли преодолеть и одного процента в большинстве регионов. "Яблоко" медленно разлагается и, кажется, больше занято процессом своего "полураспада", нежели вмешательством в политическую борьбу.
Чаяния Дмитрия Медведева о модернизации политической системы в нескольких регионах попытались воплотить уже на прошедших выборах. В Рязани на трёх "подопытных" участках обкатывалась избирательная чудо-техника. Это электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, способные в случае отключения энергии отработать весь день до закрытия участков в автономном режиме, безбумажные комплексы для электронного голосования, где можно голосовать с помощью сенсорных экранов, и автоматизированные рабочие места членов участковой избирательной комиссии, позволяющие в считанные секунды составить и передать в вышестоящую комиссию протокол об итогах голосования с использованием электронно-цифровой подписи. В Воронеже партии, преодолевшей 5%-й барьер предоставят один мандат в заксобрании региона, в Кургане официально отменили общеупотребимую практику "паровозов". Правда, случаи такой "модернизации" пока носят единичный характер.
На грешной земле
Всё вышеизложенное относится в первую очередь к "большим" выборам. Основной же акцент прошедшей всероссийской кампании был смещён на муниципальный уровень. Здесь ситуация разительно отличается от более масштабных избирательных кампаний. Очевидно, что у оппозиционных партий на данный момент нет ни ресурсов, ни желания погружаться в "местечковую политику". Хотя, если экстраполировать тенденции, присущие "большим" выборам, на уровень местного самоуправления, результаты здесь могли бы быть не хуже. Тем не менее, говорить о массовом участии оппозиционных парламентских партий в такого рода кампаниях сложно. И здесь стоит остановиться на примере Псковской области.
С самого старта предвыборной гонки стало вполне очевидно, что серьёзных конкурентов у "Единой России" не будет. Показательным в этом плане был уже процесс выдвижения и регистрации кандидатов. 97% выдвинутых кандидатов из 100 возможных — это о чём-то говорит. Для сравнения: "Справедливая Россия" - 27,2%, КПРФ — 12,2%, ЛДПР — 6,19%, "Яблоко" — 3,7%. Самовыдвиженцы — закрыли почти 30%, таким образом перекрыв "достижения" любой оппозиционной партии. Сложно предположить на таком фоне сокрушительную победу тех же коммунистов или эсеров. Кстати, предварительные результаты выборов подтверждают эту статистику — "Единая Россия" - 1181 мандат (73,3%), "Справедливая Россия" - 148 мандатов (9,5%), КПРФ — 44 мандата (3%), ЛДПР — 13 мандатов (1%), "Яблоко" - 13 мандатов (1%). Это официальные данные после подсчёта 98% бюллетеней. Конечно, возможны изменения, но общая картина от этого вряд ли изменится.
Ещё одним фактором успеха партии власти стало наличие так называемой платформы, в роли которой выступил партийный проект "Народная Программа". Худо-бедно, но он начал действовать во всех районах и волостях, жители писали наказы, партия каким-то образом на них реагировала. У оппонентов ничего подобного не наблюдалось. Даже, если предположить, что какие-то программные документы имели место быть, тем не менее, об их существовании можно было только догадываться. И главное — в практической плоскости они никак не отражались, в отличие от той же "Народной Программы".
15 марта состоялась итоговая пресс-конференция, подводящая черту под самыми массовыми выборами в истории области. На ней присутствовали лидеры всех политических партий региона. Практически у всех общая оценка прошедших выборов совпала. Валентин Каленский, Михаил Брячак, Анатолий Копосов и Василий Бобалев в один голос заявили, что итогами выборов они в целом довольны. Все они отметили "мирный" характер прошедшей кампании, качественную работу областной избирательной комиссии (действительно, процент регистрации кандидатов разительно отличался от предыдущих кампаний) и малое количество агитационных материалов как инструмента привлечения избирателя. Представители оппозиционных партий при этом прямо признали недостаточность работы по выдвижению кандидатов, когда многие районы просто не были покрыты сеткой кандидатов. Как это ни удивительно, но 73% избранных депутатов не дали повода для оптимизма и Валентину Каленскому, который по некоторым моментам подверг работу партии серьёзной критике, в частности, в плане работы с избирателями. "Единая Россия", несмотря на ощутимое превосходство над оппонентами, по его словам проведёт полноценную работу над ошибками и будет усиливать "проблемные" точки.
Выступление многолетнего лидера псковского "Яблока" Льва Шлосберга не совпало с мнением его партийных визави. Лев Маркович признал результаты кампании неудовлетворительными. При этом, если другие участники пресс-конференции сетовали в основном на свои ошибки, главный псковский "яблочник" в неудачах винил кого угодно, кроме своей партии. В частности, отдельные участковые избирательные комиссии, действующие чуть ли не по принципу клановости (к слову сказать, вполне обоснованная претензия), нарушения правил проведения голосования и учёта голосов. Даже погода оказалась в стане противников партии "Яблоко", нарушив транспортное сообщение в Невеле, а городская администрация не сумела обеспечить адекватное функционирование общественного транспорта. И, наконец, палки в предвыборные колёса "Яблока" начали вставлять уже за полгода до выборов. Оказывается, укрупнение районов также отрицательно сказалось на стратегической предвыборной линии партии. При этом Лев Маркович уверен, что такие неблагоприятные факторы действуют неблагоприятно не на всех участников выборной гонки. Правда, не пояснил как это возможно. Может быть комиссии "зверствуют" только по отношению к избирателям, симпатизирующим "Яблоку", а погода, судя по всему, тоже вполне избирательно накидывает сугробы вокруг домов потенциальных избирателей партии, при этом не заметая пути-дорожки прочим жителям.
Заместитель губернатора области Максим Жаворонков призвал собравшихся всё-таки подвести черту под выборами и не заниматься копанием "грязного белья". По его словам, результаты выборов ярко иллюстрирует то, как те или иные партии работают как над собой, так и по отношению к избирателям. Итоговый результат есть отражение тех сил и желания, которые были потрачены на проведение кампании от начала и до конца. Действительно, если бы партия "Яблоко" больше занималась поиском и выдвижением кандидатов, и меньше — поиском и доказательством нарушений и преступлений, возможно, результат был бы иным. Сейчас представители "Яблока" намерены продолжать своё правое дело, обещая чуть ли не перевыборы в отдельных районах и поселениях. Хотя, хорошо бы было подумать, что делать теми силами, которые партия уже имеет по итогам выборам. Но, как пел классик: "Кто-то крикнул из ветвей, жираф большой — ему видней".
Рассвет парламентаризма
Итак. Что можно сказать, подводя общие итоги прошедшей кампании.
Первое. Партийный или командный принцип всё более теснит позиции кандидатов-одиночек. Если на предыдущих выборах две трети кандидатов не имели партийной принадлежности, то на этих, по словам Максима Жаворонкова, среди избранных депутатов самовыдвиженцев всего лишь 11,3%. Причём для партий важен именно командный аспект работы. Победившая с огромным отрывом "Единая Россия" действовала именно по схеме депутатских партийных команд.
Второе. Выборы стали чище. Видимо, высказывание господина Чурова "я буду счастлив, когда умрёт последний политтехнолог" начинает обрастать "мясом". Как на федеральном, так и на местном, псковском уровне, представители оппозиционных партий говорят о небывалой до этого момента открытости и "правильности" выборов. Даже чисто внешне выборная кампания в области проходила относительно тихо. Относительно, потому что "самобытные" казусы, вроде дела Житкова всё-таки были. Но Великие Луки — разговор отдельный, у них свои традиции и своя специфика.
Третье. Выборы показали, что можно работать с избирателем, не засоряя информационное пространство никому не нужной и часто популистской агитацией. Выборы становятся борьбой не идей и, говоря о местном уровне, далеко не кандидатов, но прежде всего — соревнованием альтернатив. Чья альтернатива существующей ситуации окажется привлекательнее — тот и победил. Сегодня ещё сложно утверждать, что выборы местного значения будоражат умы людей и партий. Об этом свидетельствует и недостаточно высокая явка. Но времена, когда это осознание придёт, уже не за горами. Как бы ни развивались события, местное самоуправление будет развиваться дальше и, возможно, через несколько лет, к следующим выборам у наших политических партий уже не будет вставать вопрос "быть или не быть" участниками таких кампаний.
Четвёртое. И, на мой взгляд, самое важное. Результаты "больших" выборов в общероссийском контексте показывают, что времена безальтернативного превосходства партии власти уходят в прошлое. 47% в законодательном собрании региона — это далеко не 65. Если оппозиционные партии в такой ситуации сумеют договориться (что, к сожалению, всегда являлось непостижимой задачей для российских оппозиционеров), то альтернатива доминированию представителей партии власти в отдельных регионах становится вполне очевидной. Пусть, пока это только пять субъектов федерации, не за горами и другие выборы. А ещё не за горами 2012 год. В случае, если ситуация этих выборов будет воспроизведена на выборах федеральных, наша Госдума получит столько "истинного" парламентаризма, сколько у неё не было за всю её недолгую историю.
Рустам Гусейнов,
специально для Псковского агентства информации.
Комментарии