13 марта церковь отмечает день памяти блаженного Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Память его празднуется 28 февраля (13 марта) в день преставления и в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного НиколаяПсковского. Как сообщил Псковской Ленте Новостей в псковской епархии, в субботу, 13 марта, утром, Правящий Архиерей, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит молебен блаженному Николаю Псковскому в Свято-Троицкомкафедральном соборе Пскова.Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дарачудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый», и еще прижизни почитали как святого, называя также Микула Свят. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». Разгромив Новгород, царь Иоанн Грозный с тем же намерением подступил ко Пскову. В субботу на 1-й седмице Великого поста (см. 20 февр. - житие прмч. Корнилия) царь остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения (память его 8 мая): «Я буду неотступен от тебя во Пскове» - звучали в ушах его. «Теперь во Пскове все трепещут, - говорил он приближенным, - но напрасно: я не сотворю И вот когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами - на коленях граждане с женами и детьми». Действительно, в городе происходило смятение; вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса?сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой, князем Юрием Токчаковым, и Христа ради юродивым Николаем Салосом происходило совещание. Посовету юродивого решено было устроить торжественную встречу. Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову,царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта) «умилившись сердцем, сказалсвоим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства»».Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя,будто скача на коне, на одной из улиц, навстречу царю выбежал блаженный Николай и закричал царю: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь вошел в Троицкийсобор, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля), и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему ипригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился.В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса и блаженный сказал: «Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий,нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати». Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса: «Покушай, Иванушка», - ласково сказал блаженный. – «Яхристианин, - сказал царь, - мяса постом не ем!» - «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь нетолько пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, - строгим голосом сказал тогда блаженный, -ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И вэто самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимсяпророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: «Могущественный тиран... ушелпобитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов». Однако же награбленную добычу отвезли в Москву.Когда же 28 февраля 1576 году блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей. Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и,впоследствии, архипастыри.Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 году при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай, согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками (см. 20 февраля, житие прмч. Корнилия), среди которых был изображен и блаженный Николай.Празднование этой святой иконы было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память св. блаженного Николая. Запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., утрачена неизвестно когда.
Комментарии