Февраль! Достать холсты и плакать. Писать о феврале навзрыд. Так, перефразируя поэта, можно было сформулировать задачу, на которую сподобились псковские художники. Если и не навзрыд и не о самом феврале, то о масленице они написать удосужились.
Причем коллективно. Еще бы! Не каждый день местным живописцам предлагают поучаствовать в вернисаже, приятным бонусом которого, кроме благодарных глаз зрителей, должна была стать покупка трех масленичных картин.Настоящему художнику и на заказ работать не в падлу. А тут нечто вроде конкурса. На заданную тему. Блины, кукла, народные гулянья, все дела! Не знаем, кто именно в итоге удостоился чести получить за «Масленичный вернисаж» звонкую монету, но такого дружного участия в «сборной солянке» художнический Псков давно не помнил.Все лучшие творческие силы, салонные завсегдатаи и записные нонконформисты, представили свое виденье праздника, с которого, по преданию, и начинается весна.Примечательно также, что вернисаж открылся даже не в художественном салоне, а в промтоварном магазине, подтвердив старый тезис о том, что в современном мире искусства и, к примеру, одежда или бижутерия находятся на одной шкале бытия. Впрочем, сами местные художники надеялись на другое. А именно на то, что организаторы масленицы поделятся с ними толикой из бюджетных миллионов. Дескать, по слухам, накануне масленицы в выставочном зале Союза художников на Ленина, 1 будет произведен долгожданный ремонт, где и будет не стыдно устроить вернисаж. Но… не обломилось. Организаторы ограничились свободным подвалом в недавно отреставрированном здании.Что касается чисто эстетических достоинств масленичных картин, то они, как и блины, на любителя. Блины, как известно, бывают с разной начинкой, с икрой или вареньем, под водочку или с чаем. Так и представленные картины развернулись в широком диапазоне от красочного лубка до концептуальных экспериментов. Каждый из художников подтвердил свое привычное амплуа. Декораторы остались декораторами, соцреалисты и авангардисты – соответственно при своих.Языческий разгул был в самом разгаре, когда в галерее на Бастионной, как будто по закону контрапункта, открылась выставка современной псковской иконы, вышедшей из келий Мирожской обители. Благословил этот вернисаж сам митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, а публика смогла убедиться, что и в нынешнем Пскове живо актуальное церковное искусство. Насколько оно чтит псковские каноны иконописи, судить искусствоведам, но уже тот факт, что начинание самого знаменитого российского иконописца Зинона, - возрождение псковской иконы - продолжается, вводит псковскую иконопись в актуальный культурный контекст. И это – несмотря на все недавние конфликты в епархии.Икона – тоже часть арт-рынка, пусть и специфического. Многие представленные на Бастионной иконы были заказаны храмами РПЦ, и совсем скоро они отправятся в то пространство, для которого собственно и предназначены. Любопытно, что выход современной псковской иконописи «в свет», в интерьер частной галереи, произошел на фоне двусмысленной ситуации с передачей церкви псковской святыни – иконы Спаса Вседержителя. Пока музейщики и реставраторы спорят с местными чиновниками о судьбе бесценного раритета, современная псковская икона так или иначе превращается в важную и необходимую часть визуальной культуры региона в целом.В другой частной галерее, на Герцена 6, произошло другое открытие – художника, творческие возможности которого способны оценить далеко не многие ценители искусства. Когда инициатор и куратор этой выставки Николай Москалев решил показать псковичам картины Анатолия Никонова, в художнической тусовке больше известного под именем Никон, то наткнулся на скепсис сразу нескольких хозяев галерей, мол, уровень самодеятельности, бредовая мазня сумасшедшего, не больше. С чем Николай Москалев категорически не согласен, считая Никона чуть ли не псковским Ван Гогом.Свои картины бомжующий художник (а Никон живет буквально в подвале) продает всем желающим за копейки. Так что для некоторых коллекционеров его творчество – настоящая находка. За несколько бутылок дешевой водки и немудреный хавчик можно при желании составить целую коллекцию. Авось, лет через «цать» фамилия Никонов прогремит на всю Европу?- Сначала человек думает, что ему дешево досталось произведение искусства. – Прокомментировала экспозицию хозяйка галереи на Герцена, 6 Елена Растопчина. – А через некоторое время этот собиратель так прикипает к этой картине, что понимает: ни за какие деньги он с ней не расстанется! То есть человек значительно позже понимает, что он приобрел на самом деле! И очень мало, кто способен понять такое искусство. А большинство – от художника шарахаются. Но я думаю, что суть в том, что это гениальный художник. - Для меня искусство Никонова стало откровением. – Признался куратор выставки Николай Москалев. – Когда он ходит по городу в затрапезном виде и показывает горожанам свои картинки, это не может не заинтересовать. Потому что Никонов являет себя образ художника-экстремала, а экстремалы меня всегда интересовали. И сами работы показались мне очень интересными, почему я и задался целью устроить эту выставку.Разумеется, лет двадцать назад (да, признаемся, и сегодня) подобная выставка вряд ли была бы возможна, все-таки сугубые профессионалы из Союза художников местных «Ван Гогов» не шибко жаловали, как не жалуют и теперь. Однако демократия и частная инициатива идут вперед и даже торжествуют, сметая былые авторитеты и иерархии. Но сегодня решения выставкомов не требуются. Значит, пресловутый постмодерн постепенно добирается и до наших палестин.Саша Донецкий
Комментарии