Колесо фортуны, или жертвенная колесница?
0Так уж случилось, что одно из величайших изобретений человечества – автомобиль - вместо того, чтобы олицетворять собой некое колесо фортуны на нашем пути в светлое завтра, всё больше становится похожим на безжалостную жертвенную колесницу. И её жерновах ежегодно перемалываются миллионы человеческих судеб. Чтобы подтвердить эти страшные слова, скажем, что на дорогах планеты Земля каждый год под колесами автомобилей гибнет 1 миллион 300 тысяч человек! Прибавьте к этому от 20 до 50 миллионов раненых, а также их родных и близких, для которых автомобиль навсегда превратился в убийцу, а дорога в территорию траура и смерти, и станет понятна масштабность проблемы с безопасностью на дорогах.
Ясно, что все это давно приобрело черты настоящей всемирной "пандемии". До каких же пор эта "жертвенная колесница" будет собирать на земных дорогах столько людских жизней?! Вот на этот непростой вопрос и старались найти ответ участники Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая недавно прошла в Москве. От Псковской области её участниками были заместитель губернатора, председатель областной комиссии по безопасности дорожного движения Геннадий Безлобенко и начальник управления ГИБДД УВД Псковской области Сергей Логвиненко, который и расскажет о её работе.
Сергей Иннокентьевич, кто участвовал в столь необычной конференции и какие вопросы на том форуме рассматривались?
В её работе участвовали министры внутренних дел и министры транспорта из более 70 стран и специалисты в этой сфере деятельности из 150 государств мира. Обсуждались проблемы безопасности дорожного движения (далее БДД) в контексте глобальной безопасности. Отмечу, что этот форум проходил под эгидой ООН.
Целью конференции было подчеркнуть обеспокоенность мирового сообщества ситуацией на дорогах. Поймите, если не предпринимать никаких мер, смертность и инвалидность из-за ДТП к 2020 году возрастут в мире на 67%. Травматизм из-за ДТП с нынешнего девятого поднимется на третий уровень по значимости глобальной причины смертности. Мировое сообщество, осознавая опасность, вызванную аварийностью на дорогах, принимает активные совместные меры для предотвращения этой угрозы.
Сообщалось, что в работе конференции принимал участие даже Президент России Дмитрий Медведев.
Уже сам по себе этот факт говорит о том, что проблемой безопасности на дорогах обеспокоены в нашей стране не только отвечающие за это министерства и ведомства, но и высшее руководство государства. Дмитрий Анатольевич выступил перед участниками форума и ещё раз обратил наше внимание на неукоснительное выполнение его августовских поручений. Речь идёт о том, что с января 2010 года все междугородние автобусы должны быть оборудованы ремнями безопасности пассажиров. Так что и наше управление ГИБДД по Псковской области вскоре приступит к проверке выполнения этого поручения главы государства.
Открыл конференцию и выступил на ней и Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Ведь в нашей стране именно милиция направляет и координирует работу других министерств и ведомств по безопасности дорожного движения. Мы несём и ответственность за результаты этой деятельности на благо общества. Как подчеркнул Рашид Гумарович, МВД определены приоритеты в области обеспечений безопасности дорожного движения: участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура. Винить только участника ДТП (как это делалось ранее) нельзя. В то же время, как показывает практика, по вине водителей происходит более 80 процентов всех ДТП. Поэтому именно на формировании правового сознания граждан требуется сделать основной аспект. Причём начинать следует уже с дошкольных образовательных учреждений.
В процессе работы конференции Вам удалось узнать, как же за рубежом обстоят дела с безопасностью дорожного движения?
Страны мира очень разнятся в своём развитии. Соответственно совершенно различна и ситуация с безопасностью дорожного движения. В доказательства этому скажу, что более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий регистрируется в странах с низким и средним уровнями доходов. Этот факт также говорит о том, что насколько велики в этих развивающихся странах возможности для наведения должного порядка на дорогах. К сожалению, в эту категорию неблагополучных стран по безопасности на дорогах можно отнести и нашу страну…
Если можно, приведите примеры положения дел с безопасностью дорожного движения на дорогах в странах так называемого "золотого миллиарда", в том числе и в Европе.
Как сообщил участникам конференции заместитель Министра внутренних дел Испании Джусто Томас Зимбрана Пинеда, его страна с запозданием включилась в рамках ЕЭС в работу по повышению безопасности дорожного движения. Ещё в 2003 году Испания находилась в самом конце списка европейских стран по степени вовлечённости в этот проект. Однако уже с 2004 года вопросы БДД являются приоритетными для испанского правительства, которое поставило цель – в течение пяти лет снизить уровень смертности на дорогах на 40%. Прямо скажем, что для этого сделано было многое. Например, с 2005 года внесены необходимые изменения в законодательство. Был принят Закон о штрафных баллах за нарушения Правил дорожного движения. Выполнено намеченное по установке стационарных радаров для борьбы с превышением скорости. Принято на службу дополнительно 1500 сотрудников полиции и т. д. и т. п.
В результате выполнения государством Программы по безопасности дорожного движения в Испании число жертв и пострадавших в дорожных авариях к концу 2008 года уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 43%! Теперь Испания среди стран, где уровень смертности на дорогах даже ниже общеевропейского.
А вот что утверждает Министр транспорта Франции Доминик Бюссеро: "Наша политика в национальных рамках доказала свою эффективность. Французы изменили своё поведение на дорогах. Так, между 2002 и 2008 годами средняя скорость езды сократилась у нас на 10 километров в час, что уменьшило количество жертв на 39%. За семь лет число граждан, убитых на дорогах в результате ДТП, сократилось с 8 тысяч в 2001 году до 4,2 тысячи в 2008 году. Это около 12 тысяч спасенных жизней"!
Конечно, нам ещё далеко до таких показателей. Для сравнения скажем, что в России, где проживает населения всего в два с небольшим раза больше, чем во Франции, на дорогах ежегодно гибнет почти 30 тысяч человек!
А в разрезе нашей Псковской области Вам видятся в повышении безопасности на дорогах нормальные перспективы?
На Псковщине уже несколько лет действует областная Программа по безопасности дорожного движения. На предусмотренные в ней средства все эти годы закупались для ГАИ и автомашины, и оборудование. Нынче, несмотря на кризис, на 2010 год областные власти нашли возможность не снижать финансирование этой программы. Для улучшения безопасности на дорогах немало делается и федеральным центром. Все мы видим, что нынче значительно улучшилось качество многих дорог на территории области. И не случайно показатели аварийности на дорогах Псковщины пошли вниз. Но в этом направлении все мы находимся только в начале сложного и трудного пути.
Нужно, чтобы не только областная власть и милиция прониклись важностью борьбы за безопасную езду по дорогам. Нужно, чтобы всё наше общество было на это нацелено. Именно так работают с населением муниципальные власти в Усвятах. Детишки из этого отдалённого и сельского района выиграли соревнования и представляли Псковскую область на всероссийском уровне в конкурсе "Безопасное колесо". Они заняли в нём 28-е место среди 80 команд со всей России. Ясно, что теперь эти ребята и их товарищи на всю жизнь усвоили правила безопасного поведения на дороге.
Повторю, важно на муниципальном уровне заниматься проблемами безопасности дорожного движения. Мне приятно узнавать, что в таком-то районе на средства муниципалитета приобретены алкотестеры или другое оборудование. Есть районы, где за счёт своего бюджета содержат инспекторов ГАИ. Эти факты говорят о том, что там муниципальные власти по-настоящему заботятся о своих жителях, помогая поддерживать на должном уровне безопасность на дорогах.
К сожалению этого не скажешь о Великих Луках, где с 2006 года на безопасность дорожного движения муниципалитет денежных средств вообще не выделял. В то же время по линии нашего управления ГИБДД и из областного бюджета на эти цели великолучане получали и оборудование, и автотранспорт. А когда же будет поддержка местных властей?
Ещё о многом мы говорили с Сергеем Иннокентьевичем. И о том, что в мире есть только 11 стран, где разрешено использовать автомашины с правым рулем. Парадокс, но по статистике аварийность на праворульных автомашинах в России даже ниже, чем на обычных. Важно также знать, что с 2011 года вводятся новые международные права и их будут обязаны иметь те, кто собирается выезжать на автомашине за границу. Внутри же нашей страны будут действительны до истечения указанного в них срока старые образцы водительских удостоверений. И все это крупицы многогранной работы по повышению безопасности на дорогах.
Первая всемирная конференция по безопасности дорожного движения прошла под лозунгом "Время действовать! Действовать сообща". И этот призыв пора услышать всем. Миллионы пострадавших в мире под колёсами автомобилей – это слишком! Хочется верить, что этот призыв будет услышан не только должностными лицами, но и участниками дорожного движения. Ведь эта работа своеобразная дорога с односторонним движением. Кто идёт по "встречке", тот преступает Закон. И воскресная трагедия с гибелью людей в Пскове тому кровавое подтверждение.
Юрий Кустов, член областной комиссии по безопасности дорожного движения,
специально для Псковского агентства информации.
Комментарии