24 сентября на 31-й сессии Псковского областного Собрания первый заместитель губернатора Псковской области Сергей Перников выступил с докладом об исполнении областной программы Антикризисных мер на 2009 год.
Приводим тезисы доклада Сергея Перникова «Об исполнении Программы антикризисных мер на 2009 г.».«Администрацией области совместно с Центром стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) разработана Концепция стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (проект).Целью стратегии социально-экономического развития региона в долгосрочной перспективе является модернизация экономики и социокультурной сферы (на основе инновационных технологий) с учетом влияния «фактора границы» и развития крупнейших агломераций (Москвы и Санкт-Петербурга).Задачами стратегии социально-экономического развития региона определены: 1. Достижение высокого уровня и качества жизни населения (с учетом соседства с прибалтийскими странами): - стабилизация демографической ситуации области;- повышение доходов населения;- повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества;- развитие рынка труда и повышение экономической активности населения. 2. Диверсификация экономики региона и достижение высоких темпов экономического роста: - поддержка приоритетных направлений экономического развития региона;- формирование новых секторов экономики (в том числе на основе неэффективно используемых ресурсов): логистика, деревопереработка и т.д.; - повышение инвестиционной активности на территории области. 3. Формирование отвечающей демографическим и экономическим тенденциям пространственной организации Псковской области: - оптимизация системы расселения Псковской области и развитие точек роста на территории региона; - развитие и оптимизация социальных, транспортных и инженерных инфраструктур. Основными секторами экономики Псковской области являются агропромышленный комплекс (сельское хозяйство и пищевая промышленность), транспортно-логистический комплекс, электротехника и производство машин и оборудования. Но сектора имеют разный потенциал роста, а также различаются возможностями влияния на них со стороны администрации области. Наибольшим потенциалом роста обладают следующие сектора: - агропромышленный комплекс; - туристический комплекс; - транспортно-логистический комплекс. Среднегодовые темпы роста в данных секторах могут составлять 5-8 %. Высокий потенциал роста данных секторов определен как наличием факторов производства, так и относительно стабильным рынком (даже в условиях социально-экономического кризиса). Именно поэтому данные сектора и выбраны нами в качестве приоритетных.В рамках реализации Концепции по всем трем приоритетным направлениям социально-экономического развития области в настоящее время готовятся стратегические программные документы (концепции).Проект Концепции успешно презентован в Институте современного развития(г. Москва) 29 июля 2009 г. (присутствовали представители почти всех федеральных министерств и ведомств).Однако основные наши усилия направлены не на разработку документов, а на реализацию антикризисных мероприятий в ежедневном режиме.Главный приоритет - социальный сектор - поддержка незащищенных слоев населения Псковской области, сохранение социальных обязательств.1) увеличен размер оплаты труда приемных родителей с 1 апреля 2009 года до 4000 тыс. рублей2) установлено звание «Ветеран труда Псковской области» (общее финансирование 16,2 млн. рублей). По состоянию на 1 сентября 2009 г. заявления на присвоение звания «Ветеран труда Псковской области» подали 4 тысячи 859 человек (всего же по закону смогут получить звания около 10 тыс. чел.). Закон «О ветеранах труда Псковской области» вступит в силу с 1 января 2010 года. С этого момента ветераны труда Псковской области будут ежемесячно получать по 280 рублей.3) введена новая система оплаты труда работников государственных учреждений (4 659 человек)4) созданы попечительские советы во всех 42 учреждениях социального обслуживания населения.5) успешно внедрен «пилотный» проект - участковая служба социальных работников (Псковский район). На территории всей Псковской области служба будет внедрена в 2010-2011 годах с количеством социальных работников порядка 300 человек.6) строительство детской деревни SOS для детей-сирот на 100 человекДругим важным приоритетом является мониторинг и оперативное реагирование на изменения на рынке труда и на проблемы с оплатой труда.1) Осуществляется еженедельный мониторинг по ситуации с задолженностью по выплате заработной платы на предприятиях Псковской области.При этом мы используем не только (и не столько) данные статорганов, а работаем для получения оперативной информации с муниципалитетами, прокуратурой области. По состоянию на 18 сентября 2009 г. задолженность по заработной плате работников организаций области составила 28 354 тыс. руб. (на 11.09.2009 г. - 30805 тыс. руб.; на 04.09.2009 г. - 41367 тыс. руб.; на 28.08.2009 г. - 29962 тыс. руб.).Задолженности по заработной плате работников бюджетной сферы нет.2) С целью ликвидации задолженности по заработной плате работников, оказания поддержки, решению имеющихся проблем и трудностей на предприятиях (в т. ч. решение проблем со сбытом продукции) проводится работа с руководителями (собственниками) предприятий (ООО «Великолукские ткани», ООО «Великолукский завод «Радиоприбор», ООО «РусЛатДом», Новоизборский комбинат нерудных материалов, различные сельхозпредприятия и проч.).3) Возобновлена работа межведомственной комиссии при администрации области по вопросам осуществления контроля за полнотой и своевременной выплатой заработной платы. Установлено по этим вопросам конструктивное взаимодействие с федеральными структурами.4) В рамках своевременного принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе принята и реализуется областная долгосрочная целевая программа «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2009 год»(утверждена Постановлением Администрации области № 79 от 24 марта 2009 г.).Общий объем финансирования программы в 2009 году увеличен с 65 млн. руб. до 285,6 млн. руб. Общее число участников программы составит 12166 человек.По состоянию на 31 августа 2009 года заключено 783 договора на сумму 49,8 млн. руб. (приняло участие 3498 человек), в том числе:- в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства – заключено 671 договор на временное трудоустройство 3801 человек. Сумма финансовых средств по договорам составила 46,4 млн. руб.- заключено 112 договоров на прохождение стажировки выпускниками образовательных учреждений на сумму 3,4 млн. руб., приступили к стажировке 108 выпускников профессиональных учебных заведений начального и среднего профессионального образования.- в рамках содействия развитию малого предпринимательства заключены договоры с 128 безработными гражданами на сумму 6,8 млн. рублей, проведены консультационные семинары по теме «Предпринимательство и алгоритм открытия собственного бизнеса» по различным направлениям бизнеса, разрабатываются бизнес-планы.ГУ ЦЗН области организована работа консультационных пунктов на предприятиях, где предполагается высвобождение более 10% штатной численности работающего персонала. По состоянию на 31 августа получили консультации 487 человек.Для информирования населения по вопросам труда и занятости организована ежедневная работа телефонных «горячих линий. В центрах занятости населения области консультации по вопросам трудоустройства получили 1870 человек и 367 работодателей.В рамках реализации мероприятия программы "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения" на 1 сентября 2009 года - заключено 38 договоров на сумму 3246,9 тыс. рублей. На профессиональное обучение направлены 113 граждан, находящихся под угрозой увольнения из 11 предприятий области. Закончили профессиональное обучение 53 человека.Реализация программы позволила не допустить рост уровня безработицы. По состоянию на 31 августа 2009 г. численность официально зарегистрированной безработицы составила 11,8 тыс. чел. (на 19 мая 2009 года – 12 866 человек, на 1 января 2009 года было 8 491 человек).Следующий приоритет - сохранение устойчивости экономики, реализация нацпроектов, создание условий для развития малого и среднего бизнесаАдминистрация области активно работает (как правило, в ручном режиме) с предприятиями, которые наиболее пострадали от кризиса; помогаем им:- с заказами и со сбытом продукции;- с поиском и привлечением инвесторов;- с получением кредитных ресурсов (с банками, финансовыми учреждениями);- устранением различных административных барьеров. Большую работу проводим с налоговыми органами, силовыми структурами, снабжающими организациями и проч.В качестве примера здесь можно назвать: ЗАО «Великолукское», ЗАО «Псковэлектросвар», ООО «Силовые машины - завод Реостат», ООО «Экосельхозинвест» и др.Работая по поддержке конкретных предприятий, испытывающих проблемы и трудности, одновременно осуществляем поддержку отдельным отраслям экономики в целом.В частности, в целях развития сельскохозяйственного производства и поддержки сельхозтоваропроизводителей области:1) приняты долгосрочные целевые программы:- «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Псковской области на 2010-2012 годы»;- «Развитие аквакультуры в Псковской области на 2010-2012 годы»;- «Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы»;- «Развитие овощеводства защищенного грунта в Псковской области на 2010-2012 годы».В настоящее время ведем работу с Министерством сельского хозяйства РФ по федеральному софинансированию данных программ.2) принято решение о выплате субсидии на реализованное сортовое молоко по единой ставке (связи с вступлением в силу технического регламента на молоко и повышением требований, предъявляемых к молоку);3) проавансированы субсидии на производство молочной продукции (учитывая сложное финансовое положение, сложившееся в большинстве сельскохозяйственных предприятий области из-за низких закупочных цен на молоко);4) создаем мобильную лабораторию (закупаем оборудование), которая позволит осуществлять независимую оценку качества молока (сейчас постоянно идут споры между производителями и переработчиками молока по оценке качества).5) проводим работу по организации двух молокоприемных пунктов на базе хозяйств СПК «Озерное» Бежаницкого и ОАО ПЗ «Вязье» Дедовичского районов. Это позволит хозяйствам, сдающим молоко на молокоприемные пункты, улучшить качество и увеличить стоимость молока.6) Для организации своевременных расчетов с сельхозтоваропроизводителями за принятое молоко, регулярно проводятся совещания с руководителями предприятий перерабатывающей промышленности области.В результате принятых мер, текущая задолженность за принятое молоко по состоянию на 1 сентября текущего года в целом по области по сравнению с прошлым годом сократилась в два раза. По состоянию на 01.09.2009 г. задолженность составляла 84 960 тыс. руб., а на эту же дату 2008 г. была 158 592 тыс. руб.На особом контроле находится вопрос ликвидации имеющейся у сельскохозяйственных предприятий области задолженности по заработной плате. По сравнению с имеющейся задолженностью на 21 августа (7066 тыс. руб.) сумма задолженности на 18 сентября (3092,2 тыс. руб.) уменьшилась на 3973,8 тыс. рублей.7) проводится работа с торговыми сетями, расположенными на территории области, руководителями предприятий перерабатывающей промышленности и сельхозпредприятий о недопущении необоснованного повышения цен и торговых надбавок на социально значимые продукты питания, об увеличении доли продукции местных сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности до 40 процентов.Проводимые проверки показали, что торговые сети в основном взятые на себя обязательства выполняют.8) в областном центре - Пскове, в Великих Луках и практически во всех муниципальных районах проводятся рынки выходного дня (для расширения рынка сбыта сельхозпродукции и продукции местных предприятий пищевой промышленности, а также для обеспечения населения области продуктами питания по ценам производителя). В целом по области в них принимает участие 960 сельхозтоваропроизводителей (в т. ч. 22 сельхозпредприятия, 684 личных подсобных хозяйств, 21 фермерских хозяйств, 16 райпо и 32 перерабатывающих предприятия).9) целях реализации излишков лесной и сельскохозяйственной продукции организуются стационарные торговые места в крупных населенных пунктах, расположенных вдоль трассы Санкт-Петербург - Киев.10) в отрасли растениеводства начаты работы по ревизии земель сельскохозяйственного назначения. В Министерстве промышленности и торговли рассмотрена концепция «Развитие льняного комплекса Псковской области в 2009-2014 годах» с целью включения данного инвестиционного проекта в число пилотных проектов развития текстильной и легкой промышленности.11) с целью создания современных условий проживания в сельской местности приступили к реализации пилотного проекта по комплексной поддержке агрохозяйств муниципальных районов. В настоящее время началось строительство агрогородка в деревне Махново Бежаницкого района (на базе СПК «Озерное»). Развитие транспортно-логистического и туристско-рекреационного комплексов невозможно без приведения в нормальное состояние дорог областиВ текущем году на развитие и содержание дорог регионального значения и искусственных сооружений направлено 1 526 млн. руб., в том числе 117 млн. руб. из федерального бюджета.Кроме того, на протяжении последних лет администрация области оказывает помощь органам местного самоуправления в финансировании работ по содержанию дорог муниципального значения. В 2009 году на данные цели направлено более 318 млн. руб.Таким образом, общий объем финансирования автодорог регионального и муниципального значения составит 1 845 млн. руб.В целом по сравнению с 2008 годом, несмотря на кризисные явления в экономике страны и области, объем финансирования дорожных работ из областного бюджета увеличился на 15,7%.Повышенное внимание уделяем расширению нашего участия в федеральных программах. Считаем это важной антикризисной мерой, поскольку привлечение дополнительного финансирования — это возможность не только реализовать новые проекты, мероприятия, но и через них обеспечивать заказами наши предприятия, а это дополнительная прибыль, налоговые поступления в бюджет, занятость рабочих.В связи с этим наряду с нацпроектами активно работаем по привлечению средств из Фонда содействия ЖКХ.Осуществление поддержки строительного, жилищно-коммунального комплексаКапитальный ремонт многоквартирных домовУтвержденный Фондом содействия реформированию ЖКХ лимит финансовой поддержки для области за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008-2011 годах составляет 945,3 млн. руб.В 2008-2009 годах Фондом были приняты три заявки области и выделено финансирование на реализацию областных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на общую сумму 731,2 млн. руб., что составляет практически 100% от лимита, утвержденного на два года (или 77,4% от общей суммы лимита). Софинансирование из областного бюджета составило 183,4 млн. руб., средства собственников - 48,0 млн.руб.Капитальный ремонт домов проходит в 15 муниципальных образованиях области, будут отремонтированы 549 многоквартирных домов.Выделение финансирования на проведение капитального ремонта домов в муниципальных образованиях области позволило загрузить работой 1506 человек на ремонтируемых объектах.Переселение граждан из аварийного жилого фондаВ настоящее время администрацией области проводится работа с Фондом содействия реформированию ЖКХ по привлечению средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Лимит утвержденного области финансирования на 2008-2011 годы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда составляет 630,2 млн. руб. Сумма полученной финансовой поддержки за счет средств Фонда в 2008-2009 годах составила 360,5 млн. руб. или 57,2% от суммы лимита. Остаток лимита на 2010-2011 годы составляет 269,7 млн. руб.В марте 2009 года Фондом приняты две заявки области на предоставление финансовой поддержки на общую сумму 327,53 млн. руб. на реализацию мероприятий двух программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году» (Iи IIэтапы). Софинансирование из областного бюджета составило 80,35 млн. руб. Участниками программы являются города Псков и Великие Луки. Планируется расселить 57 аварийных домов (ликвидировать в г. Пскове 9432,5 кв. метров аварийного жилья, в г. Великие Луки - 2719,6 кв. метров), в которых проживают 937 человек.В августе 2009 года муниципальные образования завершили мероприятия по приобретению жилья для расселения граждан из аварийных домов. Будут расселены 11 аварийных домов, для расселения приобретено 46 помещений на вторичном рынке жилья, будут расселены 56 человек. Расселение и снос аварийных домов позволит высвободить земельные участки для строительства новых социально значимых объектов.На 15.09.2009 года в г. Пскове заключены контракты на приобретение 217 квартир; расселяемая площадь 9432,5 кв. метров, приобретаемая площадь 12265,72 кв. метров. Псков завершил работу по программам. В г. Великие Луки заключены контракты на приобретение 39 квартир; расселяемая площадь 1822,2 кв. метров, приобретаемая площадь 2407,3 кв. метров. Объявлен запрос котировок на приобретение оставшихся 25 квартир в г. Великие Луки.Администрацией области ведется реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы«Жилище» на 2002-2010 годы. На 1 сентября 2009 года выдано 36 государственных жилищных сертификатов по всем категориям граждан (уволенные с военной службы -7; подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий - 15;признанные вынужденными переселенцами - 13; выехавшие из районов Крайнего Севера - 1).Создание условий для развития (оказание государственной поддержки предприятиям) малого и среднего бизнеса:1) установлена льготная ставка арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства и для организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (Постановление администрации области от 21.05.2009 года № 175 «О внесении изменений в постановление администрации области от 30 января 2009 года № 29 «Об утверждении Положения об аренде имущества, находящегося в собственности области»).2) При планировании размещения заказов на очередной квартал органом исполнительной власти области осуществляется определение заказов, которые будут размещены у субъектов малого и среднего предпринимательства.3) образован (воссоздан) Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации области (Постановление администрации области № 192 от 29 мая 2009 года); 4) утверждена областная долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2011 годы» (Постановлением администрации области от 26.05.2009 № 179). В настоящее время:- удалось получить федеральное софинансирование программы;- определены организационные мероприятия по реализации Программы (распоряжением администрации области от 30.07.2009 № 188-р)- создаем автономную некоммерческую организацию «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области», которая станет основой инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства.- подключим к реализации программы муниципалитеты (по конкурсу отберем участников).В 2009 году финансирование Программы составит 15 млн. рублей из областного, 34,5 млн. рублей - из федерального бюджета. За 3 года планируется освоение более 200 млн. рублей из консолидированного бюджета.В современных условиях важной задачей является повышение эффективности расходования бюджетных средствФинансирование первоочередных расходов осуществляется с предварительным контролем.Выделение дотаций местным бюджетам (для поддержания сбалансированности бюджетной системы местных бюджетов) производится по итогам проведения оценки их платежеспособности и качества управления муниципальными финансами (в соответствии с постановлениями администрации области от 29.06.2007 № 280 и от 29.06.2007 № 277).С целью повышения эффективности использования бюджетных средств, централизации закупок ряд полномочий муниципальных органов власти забираем на себя. Так, в Государственный комитет по здравоохранению и фармации:- по закупке детского питания;- по закупке лекарственных средств за счет федерального и областного бюджетов.Для эффективной реализации Антикризисной программы установлен конструктивный диалог между администрацией региона и муниципалитетами. Здесь наши усилия направлены на обеспечение/соблюдение баланса интересов муниципалитетов. Обязательно каждый месяц проводим общие совещания с главами муниципальных районов, городских округов. Подобно антикризисной комиссии при Администрации области, аналогичные созданы во всех муниципальных образованиях.Помогли муниципалитетам осуществить подготовку к учебному году (ремонт зданий, обновление материально-технической базы), к отопительному сезону (выделили деньги на ремонт котельных, теплотрасс), решаем другие социально значимые вопросы.Сейчас очень многое зависит от эффективности работы региональной и местных администраций. Приоритетами здесь по-прежнему будут оставаться выплата заработной платы; создание новых рабочих мест; выполнение социальных обязательств перед населением области.Антикризисный план требует согласованных действий на всех уровнях власти. Рассчитываем на поддержку политических партий, депутатов Областного собрания, населения региона. В заключение отмечу - Программа антикризисных мер - не догма. Социально-экономическая ситуация с течением времени меняется, надеюсь впредь она будет развиваться только положительную сторону. Поэтому Программа будет дополняться, будут ставиться новые задачи, планироваться мероприятия. Надеюсь в этой работе и на Вашу помощь - мы ждем от Вас предложения, конструктивного взаимодействия».
Комментарии