13 августа у православных заговенье на Успенский пост
0Добавим, что Успенский пост уже считается осенним, поскольку он открывает врата нового времени года, и завершает церковный год: 14 сентября (по новому стилю) наступает церковное новолетие. Это - самый короткий из всех постов, длится всего две недели. Начинается он янтарным медовым Спасом и заканчивается праздником Успения Божией Матери.
Этим постом Церковь призывает к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Святые отцы нередко определяют значение Успенского поста как томление души, жаждущей скорейшего воссоединения со своим Творцом. О том, какие чувства сопровождают православных верующих во время Успенского поста, писал и митрополит Антоний Сурожский: "… это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны".
Успенский пост - единственный, посвященный Богородице и почти такой же строгий, как и Великий. Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье дозволяется пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Успенский, как и Великий пост, особенно строг к развлечениям: в императорской России даже гражданские законы запрещали на это время публичные маскарады, зрелища, спектакли.
В посты предписывается умеренное употребление пищи и пития, притом, пищи не скоромной, а постной – без молочных и мясных продуктов, рыба разрешается в праздники и в особые случаи послабления поста для детей, болящих и немощных. В Церковном Уставе четко изображено время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела, но так, чтобы сделать телесную природу легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа. Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи, но не изнурение тела, поэтому правила постов надо соизмерять со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности.
Комментарии