В конце июня состоялось заседание комитета по АПК и природопользованию Псковского областного Собрания депутатов.
Там прозвучала жалоба новоржевских поставщиков молока в адрес переработчиков – ЗАО «Пушкиногорский маслосырзавод» и ОАО «Маслосырзавод «Порховский», дескать, они снизили закупочную цену. Сложившуюся ситуацию комментирует Дмитрий МАТВЕЕВ, председатель комитета, депутат Псковского областного собрания, председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат»:– Тенденция снижения закупочных цен наблюдается не только в Псковской области, но и во всей России, и даже в благополучных странах Евросоюза. Казалось бы, в период «большого молока» должен расти заработок сельхозпроизводителей и переработчиков, а получается обратное. Почему?Ответ очень прост. Нравится нам это или не нравится, но люди так устроены, что, когда хотят пить, пьют воду. Раз растет на нее спрос, значит, растет цена. С молоком же происходит обратное – его потребление летом падает. Вот и получается, что газировка дороже молока. Чтобы молоко продать, приходится снижать цену в торговой сети. Чтобы не работать в убыток, переработчик снижает закупочную цену. И все его винят: дескать, купил молоко в хозяйствах, предположим, за 8 рублей, продал в торговой сети по 28, а разницу положил себе в карман. Но никто не считает, что молоко надо привезти из хозяйств, что надо его обработать, что упаковка стоит больше трех рублей.Молочная продукция, могу честно сказать, зарабатывает в лучшем случае 2– 3 процента с оборота. Остальное – затраты. Мы только за газ платим в год миллион рублей. А еще свет, заработная плата. Поэтому будущее за теми, кто работает над оптимизацией производства.Между прочим, наша компания «Слактис», как никто другой, заинтересована в росте цен на молоко. Но мы реально понимаем, что цены формирует не молочный комбинат, а рынок. – По словам Татьяны Бабичевой, первого заместителя начальника управления сельского хозяйства Псковской области, корректировать политику цен в области можно. Почему это не сделано до сих пор? – Я не согласен с Бабичевой. На территории одного региона большого государства политику закупочных цен не откорректируешь.Основной проблемой считаю демпинговые цены, по которым поступает в Россию огромное количество молочной продукции из Белоруссии. Причем в этой стране экономика плановая, и производство, переработка молока дотируются процентов на 60. У нас – рыночная. Так что российские и белорусские «молочники», находятся в неравных условиях. Представьте, что средняя себестоимость сыра составляет у нас в стране больше 135 рублей за килограмм (без НДС). А Белоруссия предлагала сыр по 100 рублей за килограмм. Чтобы конкурировать с белорусами, все наши заводы сработали себе в убыток. Кому от этого легче? Такая ситуация не может не волновать производителей.Другая проблема в том, что внутри государства в неравные условия поставлены сельхопроизводители разных областей. Смотрите, что происходит в Ленинградской области, где средние надои выше, чем у нас, почти в два раза. Дотации на молоко там доходят до 6 рублей, тогда как на Псковщине – 65 копеек на литр молока. Есть области, где доплачивают до 2 рублей. Так что сначала надо всех поставить в равные условия. Государство должно выработать политику в вопросе о дотациях. Государство должно платить их, а не область. Поэтому лично я – за плановую экономику.Так что, повторюсь, управление сельского хозяйства Псковской области проблему цен не решит. Главное – не надо сталкивать лбами производителей и переработчиков. Производитель и переработчик – это одно целое. Поэтому необходимо принимать другие меры.– На комитете было решено, что областное управление сельского хозяйства подготовит предложения для депутатов ПОС по вышеочерченной проблеме. Вас в качестве эксперта еще не приглашали?– Я давал свои рекомендации, но это не значит, что им будут следовать. В первую очередь, считаю, надо собрать переработчиков и производителей и поставить вопрос: что делать, как выживать? Выслушать обе стороны. Отдельно поговорить с собственниками заводов о том, в каком направлении они собираются развивать свои производства. Уже сейчас в Псковской области излишек молока, поэтому идет нерегулируемое снижение цен. Вполне возможно, что надо прийти к обоюдному решению о перепрофилировании молкомбинатов на производство определенной молочной продукции. – Вы в одном из интервью приводили статистику потребления молока. Если в России это 230 кг в год на человека (с учетом сметаны, масла, кефира и т.д.), то в Европе – 350 кг в год. Выходит, у нас должен быть дефицит молока. Получается парадокс какой-то!– В Псковской области проживает около 800 000 граждан. По статистике, каждый потребляет 230 литров в год. Притом, что надои в области невысокие – 3,5 тыс. литров с коровы в год, тем не менее производится 330 литров молока на человека. Еще мы понимаем, что надо увеличивать надои минимум в два раза, до уровня, например, той же Ленинградской области (иначе производство нерентабельно). Если за 3–4 года это сделаем, то сколько молока выйдет на человека, если количество жителей в Псковской области не увеличится? Об этом должно думать управление сельского хозяйства и совместно решать: на какие рынки выходить, с какими молочными продуктами. Сегодня все 9 молзаводов Псковской области производят одну и ту же продукцию. Поэтому они борются на торговых прилавках, кто дешевле продаст. Но не смогут жители Псковской области потреблять продукции больше, чем потребляют, – дорогая она или дешевая. Сейчас Великолукский молочный комбинат перепрофилирует основное производство на изготовление сыров. Планируется производить 24 тыс. тонн в год и поставлять сыр на рынки больших городов. Мы будем вывозить из области порядка 200 тыс. тонн молока, т.е. остальные комбинаты будут его спокойно в области продавать.Администрация региона должна понимать, что на территории Псковщины все равно будет производиться столько молочных продуктов, столько здесь не продать. Значит, она может определить, какие рынки для нас перспективны. Возможно, это Тверь, Смоленск. Почему бы не формировать там имидж нашей области как региона, в котором нет вредных производств? Псковская область – экологически чистая зона, где производится самое здоровое молоко!– Может, управление сельского хозяйства скажет, что это не их задачи? – Может и так сказать. Но это неправильно. Это значит мыслить не по-государственному. Потому что все переработчики молока – это налогоплательщики. Чем больше продадим, тем больше денег поступит в бюджет. Чем больше денег, тем выше зарплаты, лучше дороги, комфортнее сама жизнь. – Вы говорите, что потребление молока падает. Может, мало рекламы?Почему бы не выйти с предложением о государственной поддержке социальной рекламы о пользе молока? – К сожалению, у нас нет такого мощного лобби, как у производителей пива. Пить пиво – это так «круто». И молодежь часто можно увидеть с бутылкой пива. Попробуй увидеть кого-нибудь с бутылкой йогурта на улице! Сейчас «молочники» начинают об этом думать и объединяться в ассоциацию – чтобы заняться популяризацией здорового образа жизни. Возможно, какая-то сумма от произведенного молока будет отчисляться на создание рекламы о пользе его потребления. Но это только проект. Надо еще каждому переработчику объяснить, для чего отчислять энную сумму. Все хотят, чтобы что-то делалось для них, но самим при этом ничего не делать.Пока мы думаем над перспективой, на Западе известные политики, видные деятели культуры активно участвуют, снимаются в рекламных роликах о молоке. Если бы у нас было то же самое, то у нас был бы всплеск потребления молочной продукции.Кстати, китайская нация за последние 15 лет выросла в среднем на 5 см. На территории этой страны в школах действует программа школьного питания, где обязательно потребление каждым ребенком 200 г молока. Ведь в стакане молока содержится суточная норма кальция. А у нас в стране рекламируют неправильное питание: чипсы, сухарики, газированные напитки. – В Нижнем Новгороде в этом году впервые провели ярмарку-продажу «Праздник молока». Это мероприятие проводилось администрацией региона в рамках областной целевой программы «Покупайте нижегородское». В этом празднике принимали участие все молочные комбинаты. Популяризация нижегородской молочной продукции поставлена на должный уровень. Почему мы не изучаем и не перенимаем подобный опыт? – Управление сельского хозяйства Псковской области в этом направлении, к сожалению, недорабатывает. Это его задачи – развитие, консолидация. Очень жаль, что нет конструктивной работы между депутатским комитетом по АПК и природопользованию и управлением сельского хозяйства. Нет у него желания понимать сегодняшнюю ситуацию.Елена Костягина. Опубликовано в газете "Новый день", 22 июля 2009 г.
Комментарии