Спасо-Преображенский монастырь Мирожского монастыря останется в государственной собственности, а его хранителем по-прежнему будет Псковский музей-заповедник, заявила председатель комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыряПосле осмотра Спасо-Преображенского Мирожского монастыря председателем комитета Госдумы по культуре Григорием Ивлиевым и руководитель административной группы проекта «Историческая память» Игорем Егоровым, сопровождавшая их Зинаида Иванова сделала заявление, в котором озвучила позицию администрацию Псковской области в отношении памятников Мирожского монастыря.«Не подвергается сомнению, что уникальный Спасо-Преображенский собор должен остаться под эгидой государства. При том хранителем собора по-прежнему будет Псковский музей-заповедник, - заявила председатель регионального комитета по культуре. - Здесь по-прежнему в рабочем режиме будут идти реставрационные работы. А в скором времени начнутся и археологические».Зинаида Иванова отметила, что доступ для паломником и туристов останется беспрепятственным. «При этом весь остальной монастырь должен жить нормальной монастырской жизнью, где должны возносится молитвы Всевышнему за всех нас».Председатель комитета Псковской области по культуре выразила надежду, что позиция администрации региона будет «принята и правильно понята псковской общественностью».Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был основан между 1148 и 1153 годом. Обитель расположена на Завеличье, на возвышенной части мыса, при устье реки Мирожи, у ее впадения в Великую.Основателем монастыря был Новгородский епископ Нифонт, выстроивший из плитняка главную монастырскую церковь во имя Спасо-Преображения и обеспечивший обитель крупными земельными владениями. Вскоре после постройки Спасо-Преображенский собор был украшен фресковой живописью. Спасо-Мирожский монастырь был владычным, в XII веке в нем останавливались Новгородские епископы, приезжавшие в Псков. В XII-XIII столетиях монастырь был центром чернового псковского летописания. Пресвитер Спасо-Мирожского монастыря Иосиф в XIII веке заказал для себя копию текста «Слово о полку Игореве», с которой в XVI веке был сделан список, попавший в XVIII веке к собирателю старины Мусину-Пушкину. В 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. В 1567 году, в царствование Ивана Грозного, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери Знамение, которая стала именоваться Мирожской. Мирожская чудотворная икона написана по чину Оранты. Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский, слева – его супруга, преподобная Марфа Псковская. Царь Иван Васильевич увез чудотворный Мирожский образ Божией Матери, а в монастыре остался список с этой иконы – т.н. «Великая Панагия» или «Оранта Мирожская». В 1581 году Баторий поставил у Мирожского монастыря батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых по городу стреляли калеными ядрами. В 1744 году за монастырем числилось 952 крестьянские души. По духовным штатам 1764 года монастырь причислен к 3 классу. С 1850 до 1864 года Спасо-Мирожский монастырь был приписан к Архиерейскому дому и управлялся Архиерейскими наместниками. В середине XIX века Мирожская обитель состояла из невысокой каменной ограды с двумя воротами – на севере и на юге. С юга находилась церковь архидьякона Стефана и здание бывших братских келий. На востоке – соборный храм Спасо-Преображения; с запада – деревянный на каменных погребах флигель, по сторонам от которого был фруктовый сад. В юго-восточной части монастыря располагался небольшой флигель трапезной. В 1902 году после реставрации и капитального ремонта Спасо-Преображенского собора в нем был установлен мраморный иконостас итальянской работы. В начале XX века в Спасо-Мирожском монастыре было 7 монахов, 2 послушника. Монастырю принадлежали 67 десятин земли. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Как сообщает газета «Псковский набат» за 30 июня 1922 года, монастырь продолжал оставаться действующим. Однако вскоре после 1922 года монастырь был закрыт и полностью поступил в ведение Псковского музея-заповедника. Большинство церковной утвари и древних икон, среди которых и «Оранта Мирожская», покинули святую обитель. В 1994 году часть древней обители была передана Русской православной церкви. Стефановский храм, братский корпус и дом наместника используются для нужд братии монастыря, а Спасо-Преображенский собор со знаменитыми фресками остается в ведении музея, и используется как памятник архитектуры и монументальной живописи. 15 августа 1997 года, в престольный праздник святого первомученика Стефана, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил первую на Псковщине иконописную школу и благословил иконописцев на начало их труда. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв), Настоятельского корпуса (XVI-XIX вв), Стефановской церкви (XVII в), Братского корпуса (кон. XVIII-XIX вв), братских келий (XVII-XIX вв), монастырской ограды, протяженностью 400 м и баньки (нач. XIX в). В Спасо-Преображенском соборе сохраняется уникальный ансамбль фресковой живописи XII столетия. Впервые фрески собора были обнаружены случайно в 1858 году при ремонте храма. В 1890-х годах штукатурка была отбита и драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. В 1900 году иконописцем Н.М.Сафоновым была проведена первая реставрация древней живописи, которая привела к тому, что древние фрески были скрыты под грубой поновительной записью. До революции сохранением фресок занималась Императорская археологическая комиссия. В 1969-1983 годах была произведена полная реставрация древней живописи бригадой объединения «Росреставрация» под руководством художника-реставратора Д.Е.Брягина. Исследователям удалось доказать, что фресковая роспись была выполнена около 1156 года, в создании фресок принимали участие греческие мастера.
Комментарии