Творческая интеллигенция Великих Луках встретится 11 марта. Как сообщили в комитете культуры администрации города, встреча состоится в детской музыкальной школе №1 им. М.П. Мусоргского.
В честь 170-летия со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского здесь состоится «Чаепитие с Мусоргским». «Это образное название дано не случайно и подкреплено вещественно: присутствующим будут представлены самовар, ваза для фруктов и фотографии, принадлежавшие семье родного племянника композитора - Георгия Филаретовича Мусоргского», - сказали в комитете. Все эти предметы быта из Рязанского поместья Мусоргских как реликвию ушедшего дворянского рода долгие годы бережно хранила внучка управляющего имением Галина Базарова. Она убеждена, что вещи и фотографии, имеющие явную историческую ценность, должны храниться в музее Мусоргского на родине композитора в поселке Наумово Куньинского района. От имени дарителя на «Чаепитии с Мусоргским» выступят исследователь биографии великого композитора, член Союза писателей Николай Новиков и его супруга Ольга Новикова. Личные вещи и еще никогда не публиковавшиеся фотографии рода Мусоргских будут переданы музею композитора. Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в имении небогатого помещика, в селе Карево ныне Куньинского района. Детские годы провел в имении родителей. Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-1856 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано «Подпрапорщик». В середине 50-х познакомился с Даргомыжским, Стасовым и Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его музыкальное развитие. Решив посвятить себя музыке, в 1858 ушел с военной службы. В конце 50 - начале 60-х годов Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений. В 1863-66 работал над оперой «Саламбо». В середине 60-х начал создавать песни и романсы на слова Некрасова, Шевченко, Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя.Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» по мотивам народных сказок и легенд и неоконченная опера Мусоргского «Женитьба».Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. В 70-х годах Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 века «Хованщина», идея которой была ему подсказана Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» по повести Гоголя. Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» «Песни и пляски смерти», сюиту для фортепиано «Картинки с выставки». В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали Лядов и Кюи. Самостоятельный вариант ее завершения принадлежит Шебалину.
Комментарии