Православные празднуют Яблочный спас
0В Святом Евангелии о Преображении Господа повествуется, как Иисус Христос взял с собою своих ближайших учеников Петра, Иоанна и Иакова и взошел на гору Фавор. Событие совершилось в ночной тишине, Он молился на Фаворе со Своими учениками и преобразился пред ними. И как сказано: "лицо Его просияло, яко солнце и одежды Его были, яко снег". По обеим сторонам от Господа предстали великие пророки: святый пророк Божий Илия и святый пророк Божий Моисей. Они беседовали с Господом о Его страданиях. Это были два представителя мира: один из мира горнего – Илия, другой из – дольнего – Моисей. Дальше Евангелие повествует о том, как всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.
Суть Преображения раскрывается в символах: гора - это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. Духовный смысл жизни христианское учение видит в стремлении обретения этого Света, к обожению человеческой природы. Все праздники Святой Православной Церкви, которые мы празднуем, имеют глубочайший смысл. Преображение, если говорить церковно, значит преображаться внутренне - из ветхого человека в нового. Евангельское событие Преображения Господня - это визуальное явление Царства Божьего на земле. Этим явлением Преображения Бога нашего Иисуса Христа христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.
19 августа Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, когда через первого человека после его грехопадения, было осквернено все живое, и обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека. Церковь молит Господа, чтобы Он, вкушающим плоды, даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды. По старинной традиции начатки плодов освящаются на Преображение и Успение Божией Матери.
На Преображение на Руси было принято освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Кроме того, ради праздника церковный устав ослабляет строгость Успенского поста - на трапезе разрешены рыба и вино.
Комментарии