11 мая в Православной Церкви - женский праздник
0Праздник Жён-мироносиц всегда праздновался в Церкви, но ныне в народной традиции он утрачен, его помнят и любят только православные. Женщина в этот день - именинница, она тоже мироносица, потому что старается по силе своих возможностей послужить Богу: кто в семье своей жертвенностью и терпением, кто в храме.
На фото: храм Жён-мироносиц в Пскове
В Пскове, на улице Коммунальной, есть храм, построенный на скудельницах, на захоронениях от моровых поветрий, попечением псковского митрополита Макария, и освящённый во имя Жён-мироносиц (XVI в.). Эта кладбищенская церковь одна из первых в Пскове была восстановлена в конце 1980-х годов для богослужения. На Мироносицком кладбище до революции был храм св. А. Невского и военное кладбище, на котором покоились воины, умершие от ран в Отечественную войну 1812 года и в Первую мировую.
В третье воскресенье по Пасхе празднуется также память тайных учеников Господа праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Иосиф Аримафейский отдал Господу свой гроб (пещеру), а Никодим принес для Иисуса Христа сто литров алоэ, которым обычно умащивали тела усопших перед погребением. Участие Иосифа из Аримафеи в погребении Господа - мужественный поступок человека, происходившего из фарисейской среды синедриона, из тех людей, которые распинали Христа, казнив Его самой позорной смертью. Иосиф имел мужество пойти просить тело Иисуса Христа у Пилата, игемона, не боясь преследования иудеев, ненавидящих Христа. В нем не было "страха иудейска", своим поступком он исповедует свою веру в Господа, свою любовь и надежду, но о воскресении при погребении Господа не знал никто: ни апостолы, ни Иосиф, ни Жёны-мироносицы.
На фото: икона "Жёны-мироносицы"
Жёны-мироносицы сопутствовали Иисусу Христу в Его земной жизни и были свидетельницами Его казни и погребения, преданные Ему всем сердцем, страдавшие вместе с Господом, окружавшие Его не только во время путешествий, но и на крестном пути, на Голгофе, у самого Креста. Христос не выбирал Жён-мироносиц и не звал их следовать за Собою, подобно Апостолам и 70 ученикам, но они сами пошли за Ним, как за вечной истиной, как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников и народных наставников. Они сами покинули свои дома, дела, имущество, семьи и пошли за Господом, радуясь, что хоть чем-нибудь могут быть полезными Христу и Его общине. Во время крестного шествия Христа на Голгофу только женщины-мироносицы плакали и рыдали. Все ученики от страха разбежались, даже апостол Пётр, обещавший умереть с Иисусом и трижды отрекшийся от Него, и только Богоматерь с Иоанном Богословом и Жёны-мироносицы остались у самою Креста. Церковь этими явными свидетелями указывает на истинность погребения, оно было также документально подтверждено печатью Каиафы на гробе, печатью синедриона.
Жёны-мироносицы были свидетелями погребения, видели положение Его во гроб, они покупают миро помазывать Тело Господа во гробе, и ждут по заповеди субботнего дня, чтобы благоговейно отдать последний долг, почесть Телу Христову и омыть Его миром. Они приходят ко Гробу с миром, поэтому и называются мироносицами. Но в помазывании Господь уже не нуждается, Он воскресает до помазывания, а Жёны являются свидетелями открытого гроба, от которого уже отвален камень и возле него уже нет стражи. Слабые женщины, они тоже совершают мужественный поступок, направляясь ко гробу Господа, и их служение в дни земной жизни Иисуса Христа и в момент Его распятия и погребения, возвышает их обычный человеческий долг до подвига святости.
Комментарии