3 мая православным в храмах раздают артос, а 4 мая возобновляется Таинство венчания
0Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Когда ученики Господа сходились на общую молитву, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых, то первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу, полагая на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом жизни. В монастырях этот обычай носит название Чин о панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа.
На артосе изображён крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. В Свято-Троицком соборе на Пасхальном богослужении это делал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Верующие берут в храмах этот освящённый хлеб, артос, после его раздробления, чтобы принимать по необходимости в период заболеваний и скорбей, как лекарство.
В первое воскресение после Светлой седмицы, 4 мая, в Русской Православной Церкви празднуется Антипасха или Фомино воскресение. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после Светлого Христова Воскресения, потому что в восьмой день после Пасхи произошла встреча апостола Фомы и воскресшего Христа. В этот день в Церкви обновляется память Воскресения Христова, и Антипасха называется еще "Неделей обновления".
Апостол Фома отличался в вере особой требовательностью и отказывался верить в Воскресение Христа со слов очевидцев-апостолов: когда Господь воскрес и явился апостолам, рядом Фомы не было. Потом апостолы сказали Фоме, что Иисус Христос Господь наш воскрес, и Фома ответил: не поверю, пока не увижу собственными глазами, пока не дотронусь до его язв, пока не увижу его ран, пробождённые ребра. И Господь в воскресный день, в Антипасху, является Апостолам и говорит: "Фома, иди ко Мне, дотронься до Моих язв, посмотри на Мои раны, и не будь неверен, но верь". И когда Фома дотронулся, он припал к ногам Спасителя и вскричал: "Господь мой и Бог мой!" Фома первый исповедовал Христа Богом: "Бог мой" - до него этого никто не произносил. Антипасха или "Фомино воскресение" - праздник Пасхи для тех, кто по какой-то причине опоздал встретить Воскресшего.
Апостол Фома - человек с большой критикой, ему принадлежат слова: "пока не увижу - не поверю", и Господь не отвергает пути, которым прошёл апостол Фома. В народе бытует определение "Фома неверующий", и апостол Фома символизирует сомнение, недоверие. Правильнее сказать, святой апостол Фома отнюдь не относился к неверующим, но принадлежал к тому типу людей, которые стремятся убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Сохраняется предание в Церкви, что апостол Фома - единственный, кто дотрагивался до воскресшего Христа. Никто из апостолов Христа не дерзнул трогать.
Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Он мученически закончил свою жизнь: его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
В народе Фомино воскресение называется также Красной горкой. На самом деле, Красная горка - это древний языческий праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. В разных городах и деревнях Красную горку праздновали по-своему, но везде в этот день старались или сыграть свадьбу, или совершить помолвку. Старинная русская пословица говорит: "Кто на Красной Горке женится, тот вовек не разведётся". Этот обычай жив до сих пор. Многие молодые люди стараются венчаться именно на Красную горку, веря, что тогда их совместная жизнь будет спокойной и счастливой. В посты и некоторые дни праздников в Русской Православной Церкви не венчают.
Комментарии