В Великий четверг причащается вся Русская Православная Церковь
0На фото: причастие в Троицком Соборе
В богослужении Великого четверга вспоминаются четыре события, которые, по Евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная Вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Песнопения Церкви в Великий четверг особенно глубоки и торжественны. Евангельское чтение за Литургией повествует о Тайной Вечери, умовении ног и молитве в Гефсиманском саду. Хор поет: "Сын Божий, приими меня сегодня причастником Твоей таинственной Вечери, ибо я не открою тайны врагам и не дам Тебе лицемерного лобзания, как Иуда, но исповедаю Тебя, как благоразумный разбойник: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем".
В этот день четверга Спаситель установил таинство Причащения и Своими руками причастил апостолов, поэтому православные с особым трепетным чувством подходят к Чаше, размышляя о величии Христовой любви и собственном недостоинстве. По окончании литургии проходит традиционный для четверга Страстной седмицы Чин омовения ног, в воспоминание того, как, согласно Евангельскому повествованию, Христос умыл ноги своим ученикам, явив при этом образец смирения и любви, на которых зиждется христианская вера. В Чине омовения ног традиционно участвует только Архипастырь и священники, которым архиерей и омывает ноги в воспоминание евангельских событий. По благочестивой традиции православные в этот день воспоминания о Тайной Вечери и установлении Господом Таинства причастия приходят на Литургию и причащаются.
Вечером Великого четверга начинается самая трагическая служба, молящиеся погружаются во мрак Гефсиманской ночи, а в храме читаются 12 страстных Евангелий, и люди стоят с зажженными свечами, как свидетели Его предательства, Его биения, Его крестной смерти. Затем выносится крест, и каждый должен почувствовать, что именно "мои грехи" привели Христа на Голгофу. Чтение из двенадцати Евангелий рассказывают час за часом о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения Иисуса Христа. Читаются три отрывка из всех четырех Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, каждый евангелист описывал фактические события одинаково, но событийно немного по-разному, как видели.
Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках. После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол. В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. "Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился". И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям: "Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду в пустыне - уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную".
Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую, и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома, чтобы сохранить дом от всякого зла. Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.
Комментарии