В храмах Псковской епархии совершают службу Страстям Христовым
030 марта митрополит Псковский и Великолукский Евсевий служил пассию в Свято-Успенском Святогорском мужском монастыре, который располагается в 120 километрах от Пскова. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, пассия - самая поздняя по времени возникновения православная служба (рassiones - с лат. – страсть), составленная в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могила), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.
Каждый Великий пост пассия совершается во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья или пятницы Великого Поста, по вечерам прихожане собираются в храмах на службу, за которой вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа, и читается акафист Страстям Христовым. Последование пассии совершается 4 раза в год по числу святых евангелистов, за каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках или молятся коленопреклоненно. Для истинно христианского сознания Крест Христов есть средоточие и основание православной веры, нравственной жизни православного человека и его упования на спасение и вечную блаженную жизнь. Кроме того, на пассии хор поет трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа, перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...", который напоминает и о такой человеческой детали Его крестной смерти, как метание жребия стражей за право обладать одеждой Распятого Господа, багряницей Бога. Эти и другие молитвы эмоционально и мысленно возносят православного человека на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом.
Народное благочестие добавило к Евангелию еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, который обычно поется не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия - порождение католицизма, в ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели - "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", но дух пассии совершенно православный – плач сокрушения о своих грехах перед людьми и пред Господом.
На фото: протоиерей Владимир Попов
Настоятель Любятовского храма святителя Николая Чудотворца митрофорный протоиерей Владимир Попов о пассии сказал так: "Центр нашего богослужения, весь смысл Литургии заключается в том, что Христос принес Себя в жертву за мир Богу Отцу, и дал человеку этой жертвой свободу от греха, свободу познать Бога, приблизиться к Нему, избавиться от работы дьявола - от греха. Вновь почувствовать и понять всю глубину этого подвига, который совершил Христос, нам дает пассия, когда во время Великого поста мы наиболее остро ощущаем нужду в своем спасении и понимаем ужас своего грехопадения. Поэтому очень важно побывать на этой службе, чтобы понимать подвиг, который совершил Господь ради нас всех. Конечно, эта жертва Господа выше сил человеческих, выше человеческого ума, всякой человеческой философии, но когда мы молимся на службе пассии, в это время тайна страдания Христова становится нам яснее, понятнее этот великий дар, который Господь принес нам, людям, дар спасения. Лично меня каждый раз трогают такие строчки акафиста Страстям Господним: "Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мое нечистое и мрачное житие".
Напомним, что первоначальное значение слова "страсть" – пытка, мучение, страдание. Губку с уксусом, которую прикладывали к устам Иисуса Христа Его палачи и копие, которым протыкали тело Распятого Господа, называют в христианской традиции "орудиями страстей".
Комментарии