Владыка Евсевий совершит чин Воздвижения Креста
027 сентября празднуется Крестовоздвижение - двунадесятый праздник Святой Церкви. Все двунадесятые праздники отмечают события евангельского круга, земной жизни Иисуса Христа, а в Воздвижение Креста вспоминается то, что произошло значительно позднее.
В IV столетии мать императора Константина Великого св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы поклониться святыням и обрести Крест, на котором был распят Спаситель. Во время раскопок на Голгофе были найдены три креста: Господь был распят вместе с двумя разбойниками. Узнан и определен был Крест Спасителя, благодаря совершившемуся при нем чуду. В присутствии Патриарха Иерусалимского Макария, чтобы определить, какой Крест Господа, поочередно три креста возлагались на умершего человека – он воскрес после приложения к нему Креста Господня. Мгновенно весть об этом страшном и великом чуде разнеслась в народе, и Патриарх Макарий при всеобщем воодушевлении восходит с Крестом Спасителя и воздвизает его, как можно выше, чтобы увидели все, осеняя этим Крестом народ на все четыре стороны. Народ в воодушевлении произносит "Господи, помилуй!".
Через десять лет после события был воздвигнут храм Воскресения Христова на Голгофе, 13 сентября в 335 году освящен, а 14 сентября устанавливается празднование в честь Воздвижения Креста Господня, который был обретен здесь же. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения - и воскресения, торжества и победы. В православном понимании крест есть знамение победы, при свв. Равноапостольных Константине и Елене Константинопольских он стал частью византийской воинской символики.
Сегодня в соборных храмах будет совершаться чин Воздвижения Креста Христова архиереями, опять будут воздвигать Крест, осенять им народ. Люди будут многократно петь "Господи, помилуй!".
Центральным событием всей человеческой истории была крестная жертва Иисуса Христа. Нашу эпоху называют постхристианской, и Ницше в конце XIX века сказал: "Бог умер", потому что Христос для многих перестал быть определяющим ориентиром, единственным ориентиром, который нужен, важен и необходим человеку и человечеству. Позорная смерть Бога на Кресте была общим поражением, но это единственное поражение в истории человечества, которое обернулось победой: во Христе смерть побеждена смертью, и в этом тайна Креста. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. По словам св. Кирилла Александрийского, Спаситель крест понес, нам принадлежащий. Крест Господа, собственно, наш крест.
Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству. Православные благоговейно почитают Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело верующие люди начинают и заканчивают крестным знаменем: крестят пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя сына, идущего в армию; родители - женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его". Так, во Христе и со крестом, определяется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: "Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою"( Матф.24, 30). Так как с крестом неразрывно связываются страдания Христа, то в воспоминание о них, Церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост и не начинать никаких важных дел.
Комментарии