В Медовый спас в Новоржеве освящают колокола
0По преданию, в Константинополе был древний обычай выносить сохранившуюся часть Честного Древа Креста, на котором был распят Господь, на дороги и улицы для освящения мест и отгнание болезней с 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы. В эти дни служили заупокойные службы по всему городу и предлагали крест народу для поклонения. Но официально празднество 1 августа установлено в 1168 году Константинопольским патриархом Лукою и Киевским митрополитом Константином при великом князе Андрее Боголюбском в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея Боголюбского - над волжскими булгарами. Тогда в стане греков и в стане русских наблюдали, как от находившихся в войсках икон, исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах, и об исходившем от святых икон сиянии. В знак благодарности Богу было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с язычниками. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст. стиль) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
История самого Креста, на котором был распят Господь, уходит в ветхозаветные времена праотца еврейского народа – Авраама. Три посоха, посаженные в пустыне и поливаемые 40 лет Лотом в наказание за грех кровосмесительства, срослись в огромное мощное Древо из кипариса, кедра и сосны, с тремя разделениями наверху. Тогда Лот понял, что грех его прощен. Потом это древо было срублено при строительстве Соломоном первого Храма, но было забраковано строителями. Затем оно находилось на дне Силоамской купели, в которую раз в году входил Ангел Господень, возмущая воды купели, исцеляя болящих. Это Древо было использовано для Креста Христова. Таинственно Промыслом Божиим Господь был распят на Древе, которое было заложено при первом покаянии Лота Аврааму, при первом страшном грехе одного человека. Через множество столетий это Древо, пролежав в Силоамской купели, стало Крестом Иисуса Христа. Таково происхождение Креста Господа нашего Иисуса Христа. На нем Господь принес Себя в жертву, и очень символично, что первый согрешивший человек принес покаяние на том Древе, которое потом, став Крестом, даст покаяние всем людям. Если в Силоамской купели, куда сходил Ангел к этому будущему Кресту, один человек раз в год получал исцеление, то Древо Креста становится Животворящим для всего человечества, мыслимого и немыслимого – того, которое жило, которое живет, и которое будет жить.
Церковь утверждает, что, поклоняясь Живоносному Кресту Господню, мы вспоминаем, как в летние дни в Константинополе совершалось шествие с Животворящим Древом Креста Христова, чтобы оградить православную столицу от болезней, которые часто постигали людей в это жаркое время года. Поклоняясь Живоносному Кресту, мы вспоминаем искупительную Голгофскую Жертву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Его слова: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Все православные знают, что Господь не дает креста свыше наших сил и в испытаниях нашей жизни Спаситель ограждает нас силою Своего Честнаго и Животворящего Креста.
Комментарии