25 февраля в Русской Православной Церкви служат особый чин Торжества Православия
0В 787 году на Седьмом Вселенском Соборе был сформулирован догмат иконопочитания, а праздник, закрепляющий постановление Собора, был установлен в 842 году. Только к середине IX в. почитание Святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе при императрице Феодоре. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех Святых, да будет проклят!" В честь этого события было постановлено праздновать в первый воскресный день Великого поста.
В этот день в храме на центр выносятся иконы Спасителя и Божией Матери, и служба проводится в честь Торжества Православия. Вселенская Православная Церковь благодарит Господа за то, что ереси побеждены, а Православная Церковь имеет догматическое учение. Святейший Патриарх в этот день произносит анафему на ереси в конце богослужения. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только Православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления Семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. В конце Литургии Архиерей служит сугубый молебен, молебное пение совершается священнослужителями на середине храма: перед иконами Спасителя и Божией Матери молятся Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает "Символ веры" и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры, и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры Православной, а "Многая лета" - живущим.
Благочинный Великолукского округа игумен Савватий (Донченко) сказал, что "почитание икон является не чем-то второстепенным и маловажным, а одним из основных догматов православного вероучения. Даже сектанты, отрицая поклонение иконам, пользуются теми изображениями Спасителя, которые донесены до нашего времени канонической православной иконописью. Пример тому, пусть даже и несколько искаженные, изображения Спасителя в западных изданиях детских Библий или в иллюстрациях к Священному Писанию Гюстава Доре. Мы, православные христиане, должны быть благодарны тем подвижникам Благочестия, которые на протяжении почти целого столетия боролись с иконоборчеством, жертвовали своей жизнью, терпели многие поругания и унижения. Наконец истина восторжествовала. Православие сохранено для нас во всей его чистоте, и в день Торжества Православия, мы вспоминаем тот день, когда окончательно была попрана эта нелепая ересь иконоборцев. Так Церковь отстояла свое право поклоняться иконам".
Игумен Савватий также отметил, что "древние иконописцы знали, какой благоговейный ужас охватывает христианина, взирающего на лик Спасителя или лик Богоматери, в особенности, если икона значительного размера и прекрасно духовно написана. С этим духовным воздействием связаны ниспосылаемые от Бога через молитвенное заступничество Пресвятой Богородицы и святых, дары чудотворений и исцелений, истекающие от святых икон. Икона в храме открывает нам доступ к умному созерцанию Небесного мира. Иконы суть видимые знаки невидимого присутствия в Церкви Господа и Спасителя Иисуса Христа, Пресвятой Владычицы Богородицы, ангелов и святых в небесной славе".
Комментарии