10 февраля Русская Православная Церковь будет поминать всех усопших христиан
0Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, сегодня, 9 февраля, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершит вечернее богослужение с чином парастаса (заупокойное богослужение), и православные будут молиться о всех "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере", всякого звания, возраста, всех внезапно умерших, и оставшихся без узаконенного погребения. Эта первая вселенская суббота называется еще мясопустной, потому что с этого дня дается отпуст на мясо, т.е. православным запрещается мясоедение на весь Великий пост.
Устанавливая дни особого поминовения, Святая Церковь говорит нам, что нельзя оставлять наших родителей и всех усопших, от века почивших православных христиан, без молитвы. В меру нашей любви во Вселенскую родительскую субботу мы поминаем не только своих, но и чужих усопших, поминаем всех и молимся за тех, которые умерли, погибли, и о них забыли, или они были сирыми, или их родные все давно умерли. Специально ради поминовения и забытых людей, установлены две Вселенские родительские субботы, в которые поминаются "все от века усопшие христиане". Потому и называется поминальная суббота – Вселенской - по масштабу и по глубине события. Святая Церковь на богослужении поминает усопших каждый день определенными словами на каждой сугубой ектеньи, и на Литургии: "Еще молимся о прежде почивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных". В это время христианин в храме может поминать про себя своих усопших.
На Богослужении Вселенской субботы все проникнуто общим поминовением, надо внимательно слушать заупокойный канон и молиться за тех усопших, которые умерли, погибли во все времена, и нашли разную смерть, и даже смерть, которая постигла "от язвительной укоризны самого себя".
Напомним, что во время богослужения в родительскую Вселенскую субботу - в центре храма ставится стол - "канун", куда приносятся наши приношения ближним. Таким образом, мы от лица усопших желаем накормить нуждающихся, а также тех, кто трудится в церкви. Приношение в храм будет являться и той милостыней, которую, может быть, не принесли во время своей земной жизни наши близкие усопшие. Этой милостыни они уже дать не могут, поэтому это наше доброе дело отчасти облегчит им их состояние там.
В мире есть плач по смерти христианина, есть сожаление в земном прощании с ним, но за дверью гроба начинается жизнь вечная. Наша Церковь не упускает ни одного случая, когда можно совершить поминовение усопших. Поминовение входит в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву. Мы жалеем своих умерших родных и близких и плачем по ним, но Церковь не велит плакать, а повелевает песнопением "аллилуия" благодарить Бога за то, что Он берет рабов своих из этого страшного скорбного мира, берет и упокоевает их. Для верующего в Иисуса Христа нет смерти. Все души, о которых мы молимся, знают нас и невидимо присутствуют с нами. Они ждут наших молитв и радуются, если мы молимся о них.
В Церкви принято вспоминать день смерти, как день рождения человека в будущую жизнь, и эти дни особо отмечаются молитвой о том человеке, который ушел. Мы не знаем, какова его судьба там, и молимся, чтобы он упокоился вместе со Святыми. Православные, если помнят день кончины своих близких, заказывают панихиды, литию заупокойную или подают на Литургии записочки с их именами, молятся о них: "Господи, упокой душу усопшего раба Твоего, прости ему прегрешения вольные и невольные". По замечательному слову Анастасии Цветаевой, "тут только есть верующие и неверующие. Там - все верующие". Теперь они все видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.
Комментарии