27 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник Крестовоздвижения и напоминает о личном кресте
0В нашей Церкви существует понятие личного креста, личного крестоношения, когда подразумевается, что у каждого из нас, живущих на земле, есть "свой крест", свои тяготы, которые нужно нести с достоинством и терпением. Православный человек верит, что Господь не дает креста, которого невозможно вытерпеть, если только мы не несем чужого. Протоиерей Григорий Секретарев, настоятель храма Сорока мучеников севастийских в Печерах вспоминает: "Сколько разнообразных жизненных крестов у верующих людей! И как важно, чтобы человек осмыслил, прочувствовал, осознал, полюбил свой жизненный спасительный крест, свое крестоношение. Одна благочестивая христианка рассказывала мне: однажды она видела сон, как множество людей несут свои кресты, и у всех разные - большие и маленькие. А свой крест несет она на высоком-высоком древке, и очень ей неудобно его удержать в вертикальном, прямом положении. Ей много приходится делать усилий, чтобы нести его прямо. Вот такой жизненный крест этой благочестивой души.
В утешение семейным людям хочется напомнить, что во время браковенчания Святая Церковь молится о них, брачующихся, о том, чтобы "пришла на них радость оная, имяше Блаженная Елена, егда обрете Честный Крест". Эти слова молитвы Церкви говорят нам, что обретение своего жизненного креста приносит душе радость и утешение, надежду и благодарность, спасение в Боге".
Отец Григорий также сказал: "Мы все прекрасно знаем о том, что наш жизненный крест может быть бесполезным, а не спасительным. Пример тому нам дан в Святом Евангелии: разбойник по левую сторону от распятого Христа. Ведь и он страдал, ему голени перебили, его сожгли в "геене огненной", и, однако, он стал наследником ада и вечных мук. Почему? За свое неверие, непокаянность, ропот и Богохульство. Наш жизненный крест тоже может быть бесполезным и неспасительным, если мы его будем нести с ропотом и завистью, с Богохулением и нетерпением – какой бы он ни был!
Господи! Помоги нам всем осмыслить, прочувствовать, осознать, переживать свой, Богом данный нам, жизненный крест, и с разбойником благоразумным каяться в своих грехах прошедшей жизни, чтобы Господь помянул бы и нас в Царствии Своем Небесном".
Водяная яма на территории Храма Воскресения Господня в Иерусалиме, в которой был обретен Крест
Добавим, что все двунадесятые праздники отмечают события евангельского круга, а в Воздвижение Креста вспоминается то событие, которое произошло значительно позднее, когда мать императора Константина Великого св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы поклониться святыням и обрести Крест, на котором был распят Спаситель. Во время раскопок на Голгофе были найдены три креста: Господа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Узнан и определен был Крест Спасителя, благодаря совершившемуся чуду: поочередно три креста возлагались на умершего человека, и он воскрес после приложения к нему Креста Господня. Мгновенно весть об этом страшном и великом чуде разнеслась в народе, и Иерусалимский Патриарх Макарий при всеобщем воодушевлении восходит с Крестом Спасителя и воздвизает его, как можно выше, чтобы увидели все, осеняя этим Крестом народ на все четыре стороны. Народ в воодушевлении произносит "Господи, помилуй!". Через десять лет после события воздвигли храм Воскресения Христова на Голгофе, 13 сентября в 335 году он был освящен, а 14 сентября устанавливается празднование в честь Воздвижения Креста Господня, который был обретен здесь же. В древних месяцесловах этот праздник назывался еще праздником "Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня".
Так как с Крестом неразрывно связываются страдания Христа, то в воспоминание о них, Церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост и не начинать никаких важных дел.
Комментарии