Режиссер Бакур Бакурадзе, три года назад на «Кинотавре» неожиданно получивший главный приз фестиваля за дебютный «Шультес», в этом году привез в Сочи свой новый, второй по счету игровой фильм «Охотник», съемки которого проходили в Великих Луках.Предыстория этого двухчасового кинополотна уже успела стремительно обрасти легендами.
Как продюсеры картины создавали успешному дебютанту идеальные условия для творчества, сняв ему для написания сценария на полгода дом в самом живописном месте, в которое он просто ткнул пальцем. Как не ограничивали, похоже, Бакура Бакурадзе ни в чем, предоставив возможность самовыражаться как хочет, и прекрасно понимая, что фестивальная судьба результата его трудов будет успешной, а вот прокатная закончится максимум десятью тысячами долларов сборов.Толпы поклонников и зависающих от зашкаливающего числа посетителей сайтов у фильма «Охотник» не предвидится. Зато мало кто из режиссеров, приехавших на «Кинотавр», может похвастаться такой ясностью высказывания при абсолютном минимуме используемых слов, доносившихся с экрана, и специфическим магнетизмом, буквально приковывающим к креслам попавших на просмотр зрителей. На его фильмах начинаешь понимать состояние кобры перед дудочкой факира, когда любое сопротивление бесполезно, а оцепенение проходит, только когда заканчивается музыка.Процесс взаимоотношений главного героя с окружающим миром в «Охотнике» стал еще более отстраненно-драматичным, чем в «Шультесе». Его модель поведения - поведение охотника, который не вмешивается до самого нужного момента, а потом производит свой решающий выстрел. Его взгляд на действительность - как будто взгляд через прицел, постоянно оценивающий, стоит ли на данную ситуацию тратить пули или нет. Он оформляет пространство вокруг себя так, будто объективной реальности в принципе не существует. Он сам себе экзистенция. И все, что он делает, он делает исходя из своих собственных убеждений, без малейших оглядок на права чувствования иных людей. Он создает вокруг себя мир, в который не пускает никого, и куда другой человек попасть может только по его особому приглашению. При этом, разумеется, он катастрофически одинок, но нельзя сказать, что он сильно от этого страдает - он просто физически не в состоянии сократить созданную им же самим дистанцию между самим собой и миром, в котором все люди существуют вокруг него только потому, что он существует.Любим ли мы этого героя или нет, сочувствуем ли мы ему - вопрос из области: способны ли мы любить самих себя так же преданно, беззаветно и безвыходно, как персонажи Бакура Бакурадзе. Наложите на эти установки практически бессюжетную линию о том, как человек воспитывает больного ребенка без руки и пытается вырастить из сына такого же охотника, как и он сам. Прибавьте то, что по сложившейся традиции Бакур Бакурадзе снимает исключительно непрофессиональных актеров. (И, отвечая на вопрос, почему он так делает, искренне недоумевает: «У меня иногда возникает вопрос, почему режиссеры снимают профессиональных актеров. Мы, например, искали артистов, но они как-то не прижились к данной материи»). И вы поверите, что если вам не хватает тишины в жизни и спокойствия в собственной душе, картина «Охотник» это компенсирует.Другая запомнившаяся лента из основного конкурса «Кинотавра» «Суходол» - это уже для изголодавшихся по красивому изображению. Единственное, что объединяет «Суходол» с упомянутым выше 2Охотником», - это то, что съемки одной и другой картины проходили в Псковской области, своим малолюдьем особенно привлекательной для кинематографистов при выборе натуры. Но если в «Охотнике» большую часть времени приходится созерцать неприглядную обстановку свинофермы, где работает в свободное от охоты время герой, то в «Суходоле» любители скрупулезной работы художника картины и художника по костюмам получают настоящий подарок в виде полнометражного дебюта Александры Стреляной - экранизации рассказа Бунина. Это фильм-медитация, этнографическое исследование, будто специально созданное для получения большого эстетического удовольствия. «На меня ничто не давило, - объясняла выпускница петербургского университета кино и телевидения Александра Стреляная, как, приступая к своей первой серьезной работе, она решилась на экранизацию Бунина. - Я знаю, что люблю запах свежескошенной травы ночью, когда иду и попадаю то в холод, то в теплый пар от земли, и я знаю, что это же нравилось и Бунину. Этого было достаточно».Вот и своего потенциального доброжелательно настроенного зрителя она будто проводит босиком по утренней росе. Чтобы потом можно было констатировать: на «Кинотавре» хорошо, как в Суходоле. Пока пожар премиальных страстей, который разгорится 11 июня в сочинском Зимнем театре, не «испепелит» идиллическую картинку фестиваля, как бунинскую деревенскую усадьбу...Ирина Корнеева, «Российская газета» - Федеральный выпуск №5501 (125)
Комментарии