Как и предсказывал я в одном их выпусков MEDIAtorа, «Псковская правда-Вече» не стала ограничиваться одной промо-акцией по «захвату» потенциального читателя и, «окучив» детишек детсадовского возраста и их родителей, в №85-м от 18 мая опубликовала второй по счету спецпроект, на сей раз «большой фотоальбом выпускников нашей области» под ожидаемым названием «Алые паруса 2011».
Тут же, внутри вкладки, можно обнаружить еще одну «матрешку» специальное приложение «Абитуриент», где забавных картинок, с модельными ребятами в роли школьников, тоже хватает. Из других «комиксов» я бы выделил очередную подборку фотографий, авторских и «из открытых источников», на странице 8 – «Мусор со вкусом» Татьяны Злобинской. «Красивый город начинается с красивых урн и культурных граждан». - Утверждает автор, представляя читателям два десятка самых различных урн, как вполне традиционных, так и «дизайнерских», и даже в виде скульптур (на острове Бали) и с назидательными надписями, как в Питере: «Не попал в урну? Молодец. Дураками свет красится». Другая страница «веселых картинок» еженедельника посвящена Пскову, точнее, тому, как наш топоним «засветился» в планетарных масштабах. Из материала Натальи Барановой можно уточнить, в каких городах России есть «Псковские» улицы, и просветиться на предмет того, что, оказывается, в нашей Солнечной системе где-то между Марсом и Юпитером болтается в космосе малая планета с именем Псков, представляющая собой каменную глыбу диаметром в 10 километров.Из серьезных и проблемных публикаций «Вече» выделяется статья Алины Черновой «Свидания у школьной печки», посвященная ситуации, сложившейся вокруг уникальной «эстонской» школы в Печорах (лингвистической гимназии №2), которую местные власти собираются закрыть, как свидетельствуют подписи под фото «В изнурительной схватке мнений сошлись районные власти... и представители активной школьной общественности». Той же проблеме закрытия гимназии посвящена и статья Дарьи Чонкиной в свежем, 20-м за этот год, номере «Курьера»: «Печоры. «Гараж» по-кохановски». Автор, вслед за главой района, сравнил собрание чиновников, педагогов, родителей и детей с комедией Эльдара Рязанова «Гараж»: «Тут люди начали вскакивать с мест с довольно гневными репликами...»«АиФ-Псков» №20 в актуальном интервью под рубрикой «Гость редакции» познакомил своих читателей с руководителем таджикско-узбекского общества Хакимом Мирзоевым. Публикация Сергея Некрасова «Страх – от незнания» с подзаголовком «О дружбе народов в меняющемся мире» призвана развеять все предрассудки псковичей относительно приезда на Псковщину «пришельцев» из среднеазиатских республик. Кроме просветительской миссии, статья содержит и информацию о том, что, оказывается, - сейчас с представителями миграционной службы идет обсуждение идеи об участии земляков Хакима Мерзоева в программе возрождения сел Псковской области: «Я знаю, что есть много семей, которые хотели бы переехать из Таджикистана, чтобы жить и работать на селе. Думаю, что этот проект имеет большие перспективы». - Не сомневается «псковский таджик».Интересно, что Хаким Мирзоев на этой неделе стал гостем еще одной газеты (а именно «Псковской провинции» от 18 мая), выпустившей в свет первый номер специального проекта «Этносфера», посвященного знакомству с жизнью национальных меньшинств, проживающих в Псковской области. В статье Ульяны Михайловой «Притча об ореховом дереве» Хаким Мирзоев сообщает читателям о том, что в ближайшее время таджикская диаспора вплотную займется проблемой строительства в Пскове мечети: «Очень жаль, что на такой большой территории Псковской области нет ни одной мечети. – Сожалеет Хаким Мирзоев. – А ведь мусульман здесь живет немало».Знакомство читателей с представителями иных этносов, живущих на «территории согласия», как назвала Псковщину главный редактор «Псковской провинции» Лилия Быстрова несколько омрачено досадным «ляпом», на которые в последнее время «Псковская провинция» почему-то не скупится. В анонсе на первой странице нас предварительно знакомят с Мартином Геворкяном, отсылая на страницу 5, тогда как на самом деле интервью с одним из представителей армянской общины «Урарту» опубликовано на 3-й странице. И так далее: интервью с Мамлакат Бощенко – на 5-й, а не на 6-й, как в анонсе, с Хильей Коростелевой – на 7-й, а не на 8-й, как напечатано...Мало этого, на первой странице дана цитата из, как можно предположить, рассказа председателя Центра чеченской культуры в Псковской области «Нийсо» Саида Дукаева: «Саша Чеченский, если позволяла обстановка, старался одерживать победы без боя, путем переговоров с противником. Так, например, было при взятии Дрездена. За участие во взятии Парижа Александр Чеченский был произведен в полковники и награжден серебряными медалями «За вступление в Париж» и «В память 1812-го года».Однако когда мы откроем вторую, а не третью, как указано в анонсе, страницу «Этносферы», но никакого рассказа о герое 1812-го года не обнаружим, а узрим совсем другую публикацию: «Служили два товарища» о подвиге двух друзей-партизан, чеченца и русского, под деревней Сонино, что в Островском районе, в 1943-м году. Как же понимать очередные ляпсусы в исполнении «Псковской провинции»? Совсем «заработались» ребята?Ушедший из «Псковской провинции» в «Псковскую губернию» Денис Камалягин лично меня не устает поражать своим авторским преображением: из «номера шесть» на страницах когда-то амбициозной «районки» он на глазах у изумленной публики стремительно превращается в одного из фронтменов псковской авторской и публицистической журналистики. Во всяком случае, очередная статья Дениса Камалягина в 19-м номере, посвященная «народному фронту Путина» и снабженная замысловатым заголовком «Генетически модифицированная осажденная крепость», со всей очевидностью свидетельствует: местная пресса «приросла» еще одним ярким и не стесненным в оценках политическим обозревателем. Кстати, «Псковская губерния» оказалась, по сути, единственным печатным средством массовой информации, которое не испугалось раскрыть «секрет Полишинеля», опубликовав заметку Константина Минаева «Едет! Едет!» о том, как лихорадочно Псков прихорашивается перед визитом Очень Важной Персоны: «Впервые в современной истории Пскова 17 мая на газоны главных улиц города стали накладывать рулонную траву, выращенную в тепличных условиях. Дивное зрелище останавливало прохожих. Весна милостиво избавила местные власти от работы красками и клеем: красить траву зеленым и приклеивать листву к ветвям не пришлось. Фасады городских позоров типа распадающегося на глазах дома купца старовера Батова на берегу Великой закрывают новым забором, обрешеткой и сеткой. Дворы всех центральных кварталов города, которые годы и годы не касался не только каток асфальтоукладчика, но и рука хорошего дворника, закладывают асфальтом и избавляют от мусора одновременно. Там, где мусор не успевает убежать вовремя, он остается под асфальтом навсегда. /.../ Картина чистящего зубы, умывающегося и стригущегося города забавляет, радует и смешит одновременно».Статью иллюстрирует черно-белое, но отменно красноречивое фото на первой полосе – рабочие укладывают тепличный газон на Октябрьском проспекте там, где газона отродясь не бывало. Подпись к фотосвидетельству «Скатертью дорога» каждый поймет по-своему.Вообще, если анализировать первые полосы наших газет, можно сделать выводы и о вкусовых предпочтениях их главных редакторов. Так, к примеру, «Псковская правда-Вече» выносит на первую полосу фотопортрет псковички Маши Зерновой, которая «вошла в топ-30 девушек планеты», а именно победила в конкурсе ИФА и немецкого института Гете, по итогам которого в июне отправится на Чемпионат мира по футболу среди женщин в Германии.«КурьерЪ» поразил читателей информацией о том, что «Зеки Идрицы звездят в Каннах», а именно, как выясняется из публикации на 3-й странице в конкурс Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» вошла российская картина «Охотник», снимавшаяся рядом с Идрицкой колонией, а также в окрестностях Себежа, Новоржева и Великих Лук. Кинокадры прилагаются. «Псковская провинция» публикует фото археологического раскопа и интригует читателя вопросом «Что можно найти в курганах под Псковом?».«Газета нашего города» «Комсомольская правда» от 14 мая, руками федеральных редакторов, делает первополосным героем певца Алексея Воробьева, совершившего сальто-мортале на конкурсе «Евровидение-2011», что касается региональной вкладки, то там рассказывается совсем о другом смертельном сальто – студента колледжа искусств, сиганувшего с девятого этажа из-за цвета волос своей девушки. «Зачем молодой и красивый студент попытался убить себя, и почему доступ на крышу до сих пор свободен?» - Задается вопросом Татьяна Злобинская. Вид с верхотуры на крону рябины, спасшей жизнь 17-летнего псковича («отделался» переломом позвоночника), способно вызвать головокружение у особо впечатлительных читателей.Из трендов недели я бы отметил тенденцию миграции Интернет-форума (а он у нас в регионе, по существу, один – на сайте Псковской Ленты Новостей) в печатные СМИ, - в данном случае, на страницы «Псковской губернии». Статья Константина Минаева «Вопросы в пустоту» полностью построена на цитировании и комментировании откликов читателей ПЛН на инициативу журналиста, главного редактора информагентства Александра Савенко – «задать вопрос президенту Медведеву». К этому, перешедшему в печатный формат «он-лайну», можно приплюсовать и публикацию цитат из рубрики «Интерактив» на ПЛН в вышепомянутой статье «Губернии» «Едут! Едут!»: реплики «автора-читателя Кирилла» дополняют наблюдения и размышления автора публикации Минаева.По традиции, заканчивая казусом, обращусь к статье Ольги Смирновой в «Псковской провинции» (с. 20) «Последний приют домашних любимцев» и – особенно – к фото, на котором запечатлены могилки с крестами... нет, не людей, а именно зверей, то бишь домашних животных, на импровизированном, самовольном кладбище, которое устроили псковичи на окраине городского района Овсищи. Вот уж не знал, что у нас животные тоже крещеные христиане.Впрочем, проблема кладбища домашних животных на самом деле вполне серьезна, и здесь не до шуток, поскольку по закону места для подобных захоронений «в наших краях не предусматриваются, эти вопросы даже не возникают ни на уровне власти, ни на уровне общества».Саша Донецкий
Комментарии