Последнюю в Великом посту пассию псковский владыка совершит в храме Трёх Святителей
0Пассия (от греческого страдания) — это особая служба, которая совершается в Великом посту. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвёртое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах вспоминают спасительные страдания Господа Иисуса Христа. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий... Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия - порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.
Комментарии