Сегодня мы публикуем окончание интервью с одним из руководителей политического блока региональной власти, начальником управления внутренней политики администрации Псковской области Романом Романовым.
- Роман Николаевич, Вы инициировали распределение грантов из бюджета общественными организациями. Правда ли что эта методика введена по рекомендации администрации президента для минимизации числа общественных организаций, обращающихся в западные фонды?- И да, и нет. История с финансированием общественных организаций из-за рубежа длится не год и не два, она появилась гораздо раньше, чем гранты общественным организациям у нас в области. Вспомните, гранты Общественной палаты РФ появились гораздо раньше. Проблема существует, это понятно. Любой эксперт в сфере политических процессов вам скажет, что общественные организации являются естественным, очень старым, отработанным инструментом влияния и экспансии политики одного государства в других странах. Это стало уже аксиомой в пыльных учебниках для студентов — политологов. Что касается Псковской области, здесь у нас другая ситуация. Когда мы вводили эти гранты, у нас был период адаптации, на самом деле было не до грантов. Но это был тот случай, когда общественные организации нам эту идею сами подбросили, ее остро поставили в Общественной палате. Просто не было в области равного для всех НКО механизма поддержки в принципе. Я благодарен всем псковским общественным деятелям, что мы под их напором и с их помощью смогли достаточно быстро все организовать. Мы всех пригласили к участию в конкурсе, никому не запрещали, мы это и не можем и не хотим делать. До введения областного конкурса люди пытались как-то заработать, найти деньги на свои проекты, обращались к благотворителям, в иностранные фонды. Тот же Детский фонд - наш «чемпион» по областным грантам в 2010 году: они получают средства и от иностранных благотворителей, тут вопрос конкуренции. Некоторые небольшие организации вообще не знали, что можно получить гранты через конкурс. Они впервые попробовали и получили. Мне кажется, это нормально. Это естественно когда мы свои ресурсы смогли мобилизовать и помочь нашим же общественным организациям. Это нормальная функция любого государства и любой власти. - Можно ли ожидать в ближайшее время увеличения расходов на гранты?- По решению губернатора грантовый фонд для НКО на 2011 год увеличен еще на 2 миллиона. - Почему общество мало знает об этих проектах? Не планируется ли придать больше прозрачности процессу?- А в чем прозрачность? Самому интересно, это было одно из важнейших условий. У нас на первый грант заявок было немного. В интернете было обсуждение, что все схвачено. Но конкурс стали выигрывать новые организации, совершенно разные, из районов области. И настроение стало меняться. Самое главное - подсчет ведется при журналистах. Мы просто ввели открытые публичные правила. Если вы хотите пролоббировать какую-то организацию, выступите перед членами жюри, докажите что ее проект нуждается в поддержке.- Я говорю не о самой процедуре, а о том, на что деньги выделяются. Может быть, не столь заметна и значима та работа, на которую выделяются бюджетные деньги?- Я прошу при каждой встрече с журналистами: коллеги, вот мы с вами по одну сторону баррикад. Если вы хотите, чтобы гражданское общество развивалось, значит надо показывать результаты работы, их проекты, например, пандусы для инвалидов в Пустошке. В Пскове организация инвалидов несколько лет за пандус бьётся, а пустошкинские общественники сами за меньшие деньги соорудили несколько пандусов. Таких примеров очень много. Люди, которые с любовью и бескорыстно занимаются своим делом, эффективно расходуют выигранные средства. Может быть, чем больше мы - я к вам тоже обращаюсь как к журналисту - будем показывать подобные вещи, тем больше желающих появится. Тем более, что многие общественные организации только разворачиваются. Я согласен, что проблема, недостаточного освещения существует. Будем работать дальше.- Конкурсы чаще не планируется проводить?- Три раза в год. Это тоже была одна из «фишек»: три-четыре месяца можно подождать и попытаться еще раз, а ждать целый год сложно. Сделать интервал еще меньше просто нереально в силу документооборота и времени на реализацию проекта. Люди работают с государством – заключают договоры, пишут отчеты, получают деньги. Это довольно хлопотная работа. - Ведете ли вы мониторинг неформальных организаций в социальных сетях. Таких как «Убитые дороги», «Жесть по-псковски», в которых состоит несколько тысяч человек?- Конечно, ведем. Общаемся, и даже со многими ребятами я знаком лично. Сетевые сообщества еще только учатся влиять на жизнь в реале. Выходя из виртуального пространства, они сталкиваются с такими обычными вещами в реальной жизни как регистрация. Юридически непонятно, может ли лидер сетевого сообщества любителей пива Вася Сидоров вести переписку и заключать договора за все сообщество без нотариальной доверенности. Представителям сетевых сообществ сложнее взаимодействовать в реальном пространстве. Но, чтобы сделать что-то хорошее, необязательно входить в правовое пространство. Сделать автопробег по детским домам с подарками – здорово. Но если сообщество желает позиционироваться в обществе, развиваться, и взаимодействовать с кем-либо, например, с бизнесом, все равно необходимо выходить в правовое пространство. Сейчас им это не надо, это нормально.- В последние месяцы заметно активизировались псковские профсоюзы, традиционно досталось и областной власти. Как вы оцениваете профессиональные качества лидера совета псковских профсоюзов Ульяны Михайловой? Насколько удается найти диалог?- Да, я с интересом наблюдаю за деятельностью профсоюзов. Их новый стиль, образ еще формируются. Они находятся в движении, причем не только по отношению к внешнему миру, заметны внутренняя рефлексия и попытки понять себя. Важную роль играют наследие и традиции. У профсоюзов в нашем регионе есть ряд чисто псковских и универсальных профсоюзных традиций, которые, конечно, оказывают влияние на их сегодняшнее состояние. Исторически профсоюзы - это организация, отстаивающая интересы работников, прежде всего, на месте работы. Они созданы так - и так существуют. Но так сложилось, что существует традиция отстаивать все, что можно отстаивать. Во-вторых, в силу политических войн прошлых лет профсоюзы привыкли видеть общество в черно-белом цвете. В их глазах, профсоюзы, понятное дело, белые, а власть - черная. Но общество давно уже усложнилось, есть политические партии, разные уровни власти, частные работодатели. В этом смысле профсоюзная организация как социальный институт, на мой взгляд, немного дезориентирована, что такое социальное партнерство, с кем они должны работать и кто собственно является партнером, а кто «объектом». Размытость собственных позиций свидетельствуют о переходном состоянии профсоюзов, они пытаются найти себя. Им трудно, на взгляд со стороны, себя найти в обществе, которое перестало быть советским. Но у них идет дискуссия, достаточно интересная и перспективная. - Перед выборами руководителя облсовпрофа оппонентами высказалось мнение, что госпожа Михайлова – ставленница администрации области.- Это несекретное мнение. Губернатор приезжал на конференцию и открыто поддержал кандидатуру Ульяны Александровны Михайловой. - Как удается через нее влиять на работу профсоюзов? Удается ли это вообще делать?- Любая власть, безусловно, по своей природе стремится влиять и контролировать ситуацию на 100%. Даже в трудовом коллективе начальник пытается полностью контролировать процессы, иначе какой он начальник? Но власть и общество устроены так, что есть очень много сдержек и противовесов. Например, традиционная схема двойного подчинения и двойного взаимодействия. У профсоюзов есть своя вертикаль и свое начальство в Москве, а есть, условно говоря, обязательства и договоренности в регионах. Это везде так повсеместно. В этом люфте между выполнением федеральных установок и работой в регионах любая организация начинает варьировать свои действия, искать ходы и варианты договоренностей. С одной стороны, они не могут игнорировать нас, потому что они здесь живут и нужно разговаривать и вести диалог. С другой стороны, они подчиняются установкам своей вертикали. 100%-ное влияние в этой ситуации невозможно, даже если бы мы этого хотели. Иначе руководство профсоюзов в Москве лидера областного совета профсоюзов своим волевым решением просто сместит или организует смещение. 100%-ное влияние в сегодняшнем обществе на крупные сетевые организации невозможно, и, что самое главное, не нужно. Когда у организации есть определенная доля люфта, самостоятельности, общение с ней полезно. Полностью подчиненная организация говорит: да, чего изволите. Если происходит общение с организацией, которая «вредничает» или что-то по-другому делает, тогда мы получаем массу поправок в НСОТ. А это уже выгодно и нам, и им.- Роман Николаевич в некоторых районах Псковской области происходили сбои в работе системы ЖКХ. Родина, Заплюсье, имеются проблемы в Гдове. Будут ли сделаны какие-то кадровые выводы по итогам работы в отношении глав районов?- Нам здесь важнее не выводы, кому «голову отрубить», а решение проблемы. Это самое главное. Я с точки зрения управления внутренней политики, как ни странно, доволен. Доволен тем, как выстроена за два года система сбора информации, общения с людьми. Люди не боятся пожаловаться, позвонить в администрацию, еще куда-то, готовы собрать письма, зная, что их услышат и отреагируют. Она позволила в той же Плюссе вовремя мобилизоваться и решать вопросы. Вовремя, а не когда всё совсем рвануло. В Родине тоже самое. Все случаи с нашими сетями, имеющими во многих местах износ под 100%, этих проблем с помощью кадров не решишь, они будут. Очевидно, нельзя зарекаться, что мы поставим нового начальника, и сразу все станет хорошо. Может быть лучше, но застраховаться нельзя. Очень важно, чтобы помимо кадровых решений начальники рангом пониже не замалчивали проблему перед начальниками повыше, чтобы люди не стеснялись выйти и гневно стукнуть кулаком. Постепенно это начинает работать, вопросы легче решить вместе. - Из Дновского районе периодически поступают критические обращения в адрес СМИ и губернатора относительно социальной политики главы района. Но с жилищно-коммунальным хозяйством там все в порядке. В Великолукском районе была обратная ситуация с Владимиром Басовым. Что для вас является главным критерием при оценке работы глав – наличие проблем или отношение населения? - Главное для любого руководителя, мне кажется, чтобы люди, проживающие на его территории, имели набор гарантированных надежных хозяйственно-бытовых, коммунальных и прочих услуг. Это бесспорно. Но если класть на весы – что важнее с людьми общаться или кочегарку топить, я бы так даже не ставил вопросы. Это неправильное противопоставление. Общаться с людьми придется, и общаться нужно. Там, где руководитель теряет связи с людьми, сидит в кабинете по полгода, не выезжая на места и не собирая обратную информацию, как правило, кочегарки быстрее «летят». Конечно, важно, чтобы кочегарки работали, готовность была к зиме. ЖКХ - это база, это основное, но общение нужно, чтобы эту базу вовремя корректировать, доделывать, реагировать. Нельзя обойтись чем-то одним. - Мы в прошлый раз говорили, что высказывается предположение об изменении системы выборов в Псковское областное Собрание. Есть ли такие планы по сокращению численности депутатов, переносу сроков выборов?- Могу прямо сказать о причине разговоров, она кроется в выступлении президента. О том, что региональные законодательные собрания не должны отличаться как небо и земля. Где-то в одном месте 50 человек, а в другом 20. Все причины отсюда. После таких сигналов в обществе происходят расчеты и прикидки, пытаются выработать схемы. Ни одного проекта, ни одного документа, ни одной служебной записки я по этому поводу не видел. Вот все, что могу сказать. Хотя понимаю, что разговоры регулярно идут, я сам их слушаю регулярно и говорю: ребята, я не в курсе. С чего вы взяли?- Но ведь есть какие-то основания для разговоров? Нынешний численный состав областного Собрания в 44 депутата полностью соответствует закону о критериях численности региональных парламентов. - Я не юрист, я не могу говорить. Я ушел. Не от ответа ушел, а потому что я не знаю, правда.- Рано или поздно выборы состоятся. Встанет вопрос о формировании списков кандидатов от партии власти. Каковы будут критерии отбора губернаторских кандидатов в Собрание? Участие в публичных акциях «Единой России», работа в общественных приемных, размер отчислений в партийную кассу? Что сегодня важно для партии в кандидате: наличие крупного бизнеса (как у Михаила Гавунаса), харизма (как у Елены Бибиковой), заслуженный партийный стаж (как у Дмитрия Хритоненкова)? Из чего складываются приоритеты для составления списка? - Все, что перечислено, это все факторы, которые влияют на формирование списка любой партии. Есть еще и другие: количество приемов, работа в межвыборный период, законодательные инициативы и так далее. На мой взгляд, лучшая политическая технология, работающая на 100%, самый классный вариант лично для меня – это честные технологии. Честность неожиданна, ведь всегда ищешь подводные камни. В итоге проигрывают все, кроме честных. Все факторы, которые вы перечислили, больше важны для одного – проголосует больше людей за Петрова или за Сидорова. Другого интереса у партии нет, партии нужно брать большинство, в списках нужны люди, за которых проголосует большинство. Соответственно партия «Единая Россия» тоже сделала организационно-правовой шаг – процедуру «праймериз». Проблема, как мне кажется, будет заключаться в том, чтобы желающие стать депутатами, смогли толково показать то, что у них есть, и то, чего у них нет, но по идее должно было быть. Это нормальная процедура - когда ты свои плюсы демонстрируешь всем членам партии и показываешь, что можешь гарантировать максимальный результат. В этом смысле надо подбивать свои активы, вытаскивать их, показывать, вот и все. Лично мне, как человеку со стороны (хоть я уже почти два года здесь), абсолютно все равно, кто будет кандидатом - Петров или Сидоров. Мне интересно, чтобы партия победила. Зачем кого-то пропихивать или лоббировать, чтобы мучиться потом во время выборной компании со слабым кандидатом? Не то время - просто федеральные выборы. Строить какую-то другую политику, или как это обычно обсуждают в кулурах – кто больше занесет или кто с кем договорится – несерьезно. Ну, договоримся мы с Васей Васечкиным. Вы что, этого не поймете? Вы же напишете об этом. Ну и кому мы лучше сделаем? Лучше действовать честно. Честность в политике – это интересная штука, это самая хитрая политическая хитрость.- Вы сказали о высоком рейтинге «Единой России». Может ли губернатор Андрей Анатольевич Турчак возглавить партийный список на выборах?- Это точно вопрос к нему, а не ко мне. Я такие решения не принимаю. - Но чисто теоретически мог бы?- Скажу так: с таким личным рейтингом как у губернатора, любая партия была бы рада, если бы ее возглавили.- По поводу предвыборного списка. Если не губернатор, то кто?- «Единая Россия» находится в вертикали точно такой же вертикали, как мы говорили о профсоюзах. Предвыборный список рекомендуется и как минимум утверждается вышестоящим партийным руководством. Более того, накануне составления списка ЦИК может рекомендовать возглавить список тому или иному партийному лидеру. Это я говорю не для того, чтобы рассказать, как я уворачиваюсь от ответа, а потому что я не хочу попасть в смешную ситуацию. Иначе я ляпну что-нибудь, а при принятии решения учитывается много всяких факторов.- Можно ли ждать дальнейшей замены глав муниципалитетов после Себежского, Внеликолукского районов, Пскова. Кто следующий на очереди? - Опять же очень честно отвечу: кто хуже всех с точки зрения социально-экономических результатов - тот следующий, вот и все.- У вас есть какие-то наметки?- У кого больше проблем, того и нужно менять. Если бы Великолукский район не попал в ужасную финансовую ситуацию с ЖКХ, просто ужасную, там наверное глава района не написал бы заявление. Показать пальцем на какой-то район точно не могу. Мало ли, что я там думаю? Есть другие показатели, есть профильные ведомства, которые делают свои оценки. Я не многостаночник чтобы все знать по всем сферам.- Ранее мы неоднократно в политобзорах писали, что в Пскове региональная администрация играет сразу на трех игроков – Лузина, Цецерского и Севастьянова. Манипулирование по принципу «разделяй и властвуй» - давно известный прием. Однако сегодня конструкция резко поменялась. Как сегодня выглядит паритет между городской Думой, администрацией Пскова и местным отделением «Единой России» с приходом Петра Слепченко?- Я не знаю, почувствовал ли ты как пскович: мне кажется, что скандалов, слухов, обсуждений и жалоб друг на друга стало гораздо меньше. Это факт, это я могу констатировать совершенно компетентно - это моя сфера интересов. Вы в своих политобзорах пишете, что администрация области играла на интересах. Да некогда нам играть на интересах. Ну больше нечем нам заниматься как сидеть и думать: так, сегодня Цецерский такую дулю вставил Лузину, значит мы сейчас Лузину звоним и переговорим. Нет, администрация в силу своих задач пытается взаимодействовать или ставить перед городской властью задачу по каким-то вопросам, как правило, помогая деньгами. Нас интересует, чтобы это было сделано. Просто нет времени шептаться между собой. Мы следим со своей стороны, общаемся, собираем информацию. Но какой-то тайной политики, игры на интересах точно нет. Раз в садике холодно, какая разница, кто виноват? Все получат по шапке. Разыгрывать кого-то – не до этого сейчас.- Для части элиты знаковым событием 2010 года стал выход из «Единой России» одного из основателей партии в Псковской области Бориса Николаевича Каракаева. С чем связан этот разрыв?- В мае на конференции прошла ротация. Борису Николаевичу не предлагалось уйти из партии или из политсовета, только из президиума. Настоятельно просили остаться в политсовете как одного из старожилов партии. Я разговаривал с Борисом Николаевичем, он прямо сказал, что уйдет в любом случае, независимо от того, останется в президиуме или нет. Мне он сказал, что ушел бы в силу разных причин, у него есть свое мнение, как должна партия развиваться. При этом его уход не надо расценивать как некую ситуацию со сменой политического окраса. Человек занимается общественной деятельностью, он известен в Великих Луках. Он ушел не для того, чтобы возглавить список другой партии.- Как вы оцениваете политическую ситуацию в Великих Луках? Кто у нас теперь представляет губернатора в Великих Луках? Митропольский или Авдеев? Я запутался. Создается ощущение, что городом полновластно руководит Козловский Николай Николаевич, а остальные только упоминаются при назначениях. Существует ли реально региональный контроль над городом со стороны администрации области?- Губернатор об этом очень хорошо ответил на встрече с журналистами «без галстуков». Есть смешение в головах по поводу того, что там был Тетерин, его сменил Митропольский. Авдеев как курировал спорт, так и курирует; и как заместитель губернатора курирует южные районы области. Все, никакой чехарды там нет. Чехарда получилась в новостях или в головах чехарда. Во-вторых, свои функции представительство отрабатывает. Поставленные задачи оно реализует. В чем проблема, непонятно. Люди работают, мониторят, встречаются с людьми, информируют, чем они и должны заниматься. Они не должны подменить муниципальную власть.- Президент в своем послании сказал о забронзовелости политической системы. Согласны ли вы с такой оценкой президента? Вы уже почти два года во власти - бронзового налета у себя не замечали?- Отличный вопрос. Пока не замечал. Бронзовой посыпки на себе пока не видел. Беседовал Денис Бахтин
Комментарии