9 января в храме апостола первомученика и архидиакона Стефана Спасо-Преображенского Мирожского монастыря отметят престольный праздник, сообщил Псковской Ленте Новостей настоятель монастыря игумен Николай.
Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит в храме праздничную литургию, которая завершится праздничным молебном Святому Первомученику и трапезой, которая является завершающей частью богослужения.Церковь апостола первомученика и архидиакона Стефана Спасо-Преображенского Мирожского монастыря построена в XV веке и перестроена в XVII – XVIII веках. Память Архидиакона Стефана празднуется трижды в году: летом, осенью и зимой. Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей». Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке. Сам Стефан, носивший греческое имя, скорее всего, также происходил из диаспоры.Деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры. Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон». Речь Стефана - самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний - представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи, чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт». Эпитет «рукотворенный» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме», начавшегося с ареста Стефана. По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея и пророков, Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями».Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.
Комментарии