РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ПСКОВСКОГО И ВЕЛИКОЛУКСКОГО ЕВСЕВИЯ
0Возлюбленные мои о Господе отцы, братья и сестры! Дорогие иноки и инокини святых наших монастырей Псковской земли! Дорогие наши учащие и учащиеся Псковского Духовного Училища и приходских воскресных школ!
Сегодня великий праздник Рождества Христова! Сегодня великое торжество! В нынешний день открылась первая страница Нового Завета, новой эры. Эта новая жизнь начинается словами великого апостола Христова Павла, который сказал: "Велия благочестия тайна, Бог явился во плоти". И сегодня Ангел Божий возвестил вифлеемским пастырям, сказав: "Я возвещаю вам радость, которая будет всем человеком, ибо в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2, 10-11). Вот об этой тайне явления Бога во плоти и о радости всем людям возвещает и ныне нам Святая наша Православная Церковь. "Христос рождается, славите! Христос приходит, встречайте!" Ангелы небесные также призывают всех нас прославить "великого совета Ангела, Начальника мира и Спасителя, Отца будущего века. Ныне ангелы небесные поют рожденному Христу свою дивную песнь "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Человечество слишком долго ожидало своего Искупителя, своего Спасителя. И вот это время пришло, когда пророк Исаия за много лет вперед возгласил: "С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!" Ветхозаветные люди много веков верили, надеялись, ожидали своего Избавителя от диавольского рабства. С искренней верой пришли восточные мудрецы к яслям Христа. Свет небесной, благодатной звезды освящал им путь к городу Давидову, к вифлеемским яслям.
Наш русский проповедник священномученик Иоанн Восторгов в своем слове на Рождество Христово говорит: "Свет нам ярче и дороже после темноты и мрака, тепло – после холода, здоровье и радость жизни — после тяжкой болезни. Вот почему Святая Церковь, чтобы ввести нас в дух и смысл, и в высокую радость нынешнего торжества, в последние дни перед праздником и, особенно, сегодня обращает наше внимание на время до рождества Христова, на праотцев и отцев Ветхого Завета. Она следует в этом наставлению святого апостола Павла, который писал христианам: "Припоминайте себе то время, когда вы были без Христа" (Еф. II, 11-12). Но теперь, после того, как христианство воспитывало человечество в течении веков, когда ясны плоды его в истории миpa, еще поучительнее будет исполнить завет апостола. Последуем же мудрому водительству Церкви, и в образах священных лиц, праведников Ветхого Завета, найдем для себя источник благоговейных чувств и поучительных размышлений в нынешний праздник.
Какой величественный многочисленный сонм представляется духовному взору нашему при этих воспоминаниях! Сколько разнообразия представляется в этих священных лицах, начиная от Адама и кончая последними праведниками, жившими непосредственно пред временем рождения Богочеловека! Вникнем в их духовные образы, присмотримся к ним глубже и внимательнее: не найдем ли в этом многочисленном сонме, во всех этих отцах и праотцах, чего-то единого и общего? Это единое и общее указывает нам святой апостол Павел. Высоким воодушевлением, вдохновенно звучит слово его, когда он говорит о духе и основе всего Ветхого Завета. Образ за образом проходят пред нами в его послании эти праотцы и отцы народа богоизбранного. И у всех у них видится одна печать на челе, и огненными буквами начертано на ней одно священное слово – Вера.
С тех пор, как падшему праотцу Адаму в час скорби и в час покаяния, когда прошлое отходило от него в светлых, невозвратных воспоминаниях, как светлая надежда для неизвестного будущего, как отрада жизни, дано первоевангелие о Христе-Мессии. С тех пор, все, усиливаясь и развиваясь, просветляемая и восполняемая Божественным Откровением, пламенная вера в этого Meccию сопровождала древнего человека на всех его путях. Авель, Сим и Ной; Авраам, Исаак и Иаков; Моисей и судьи; благочестивые цари и пророки, – все они жили верою в грядущее. И среди превратностей жизни, среди всех ударов судьбы, среди всех несчастий этого печального наследия греха и преступления, неизменно обращали свои взоры к тому светлому и великому будущему, в котором им виделось написанным имя обетованного Мессии. Прекрасно и образно представлено это у пророка Исаии, когда он говорит: "Кругом нависла над человечеством темная, непроглядная ночь; пророк стоит на страже и слышит нетерпеливый вопрос – вопрос томительного напряженного ожидания: Сторож, сколько ночи? Сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: еще ночь, но приближается утро..." (Пс. XXI. 11-12). Так было с народом, в носителях его веры, в избранниках Божиих. Это ожидание Мессии в полном смысле слова и с осо¬бою силою заполняло всю душу, все помыслы, все интересы жизни.
Meccия! Meccия! Нужно представить, каким огнем воодушевления загорался взор Израиля при этом благословенном имени! Какая жизнь и радость, какой свет и утешение наполняли душу при благовестии о Нем! И в каких только умилительных образах не предносилось Божественное Его Лицо взору и чувству народа! Язык истощался, не находя достаточно слов и выражений: Примиритель, Пророк, Эммануил, Звезда от Иакова, Ангел завета, Свет, Желанный, Обетованный, Царь мира, Бог крепкий, Отец будущаго века... Как непрерываемый светлый поток, как источник самых светлых надежд, укрепляя, созидая, воспитывая народ, вера в Meccию сохранила в подзаконном еврейском мире все доброе. И ко дням Нового Завета дала цвет и плод в лице Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны, Преблагословенной Девы, Иоанна Предтечи, смиренных пастырей Вифлеема, Симеона и Анны, первых апостолов и других благочестивых лиц, последних праведников отходящего Завета Ветхого, которые в числе первых окружили и встретили верою, родившегося Богочеловека. Но до этого счастья дожили немногие. Все прочие отцы и праотцы древности представляются, как скорбные образы: "все они, – говорит апостол, – умерли в вере, не получив обетований (в исполнении), а только издали видели их и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле" (Евр. XI, 13). Из глубины времен из-под тягости горя возводили они слезящиеся очи к Meccии. И в этом находили силы жизни и подвига, радость надежды, основание светлого будущего.
При мысли об этих праведниках Ветхого Завета, живших верою в Мессию грядущего, припоминаются нам слова Самого Мессии Спасителя нашего, пришедшего и воплощенного, сказанные ко всем Его последователям: "Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки, цари и правед¬ники желали видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Mф. XIII. 16-17; Лк. X, 24).
Да, мы явились наследниками пламенных ожиданий древнего Израиля и всего древнего миpa! И если вера в Грядущего обетованного Спасителя преисполняла силами и бодростью и делала радостными странников и пришельцев на земле, то какою светлою ра¬достью должна исполнить вера нас, сынов Нового Завета ! Тысячекратно блаженны мы, православные христиане, чада Божии верою о Христе Иисусе (Гал. III, 26). Мы через веру стали наследниками неба (IV, 7). Мы через веру – члены того малого стада, которому нечего страшиться! (Лук. XII, 32.) В век, когда мысль человеческая как бы покусилась на самоубийство, потеряв надежду когда-либо узнать истину, в век, когда философия после господства целого ряда учений, взаимно друг друга уничтожавших. пришла к сознанию своего полного бессилия, – Иисус Христос заявил, что Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. XVIII. 37). Он не только объявил, что возрождение человека возможно, но и указал, как осуществить его. Он создал нравственную силу, которую мало знал одряхлевший языче¬ски мир, – силу, которая в состоянии волновать сердца людей до самой глубины и делать их способными на самые возвышенные подвиги. И эта сила есть Вера. "Иди, вера твоя спасла тебя!" Ею Христос, действи¬тельно, облагодетельствовал человечество. Ею Он, действи¬тельно, возвратил на путь благочестия падших лю¬дей, что число их невозможно перечесть и исчислить.
Философия, в самых высших проявлениях своих, никогда не могла создать прочных убеждений. И, заставляя человека мучительно вращаться в области предположений, догадок и вероятно¬стей, осуждала дух его на вечное томление, — там вера явилась, как возрождающая сила, и миллионам людей дала прочную и вековечную основу мысли и жизни: осветила прошлое, осмыслила настоящее, открыла будущее, дала покой и твердость душевного настроения среди тревог, страданий и превратностей жизни, объяснила смысл самого страдания, тайну жизни и тайну смерти... Посмотрите и теперь вокруг себя, бросьте взгляд на пройденный человечеством путь: скажите, создал ли кто хоть что-либо великое без веры, без любви к Богу? Без веры религиозной невозможна никакая другая вера во что-либо доброе. И никто без веры в будущее, в добро, в истину не только не мог создать какого-либо великого дела, но даже приступить к нему. Всякий деятель науки, общества и государства, всякий, принимающийся за самое малое дело без веры, заранее осужден в своей деятельности на смерть, на бесплодие, на полную не¬удачу и отчаяние. Но тем и велик человек в ряду тварей земных, тем и одарен он превыше всех, что он может путем веры восполнять свои знания и верою постигать образы иного, высшего бытия, вещи высшего, незримого и непостижимого миpa, путем веры он может бесконечно духовно возрастать и совершенствоваться. Без веры он никогда не поднялся бы из состояния животного. Но над всеми видами веры стоит вера религиозная, как их основа, первоисточник и оправдание.
К вере, к бодрой, светлой и радостной вере призываются ныне все, ввиду родившегося Спасителя, обновившего мир верою, святых праотцев и отцев Ветхого Завета, и святых спасшихся верою. "Стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь!" – говорит апостол Павел (Кор. XVI, 13.) Пусть угрюмое и подозрительное невериe и разъедающее сомнение не омрачает нашей жизни и деятельности, призванных к вечной жизни ! Где явилось оно, это роковое неверие без любви к Богу и людям, там веет холодом могилы: там жизнь даже при видимом блеске идет назад и, выдыхаясь, постепенно замирает, налагая печать мертвенности и на все окружающее. Там, лишенное веры, вырастает дряблое, бессильное поколение с гниющей сердцевиной, заживо осудив¬шее себя на смерть духовную, а часто и на насильственно-телесную. Там даже те, которые искренно, бескорыстно и увлеченно хотят сеять вокруг себя жизнь, добро и радость, сеют смерть и отчаяние... Пусть в своих немногих мрачных представителях неверие вооружается на веру: тщетный труд, безумные надежды, напрасные старания! Слепой крот, копающийся в земле, конечно, будет уверять орла, что нельзя подняться и на вершок над землею: это не помешает орлу взлетать высоко-высоко и распустить там могучие крылья...
Сколько бы ни уклонялись люди от благого ига Христова, сколько бы ни восставал против Него мир со своими мнениями, страстями, соблазнами, враждою: вера и любовь Христова царствуют, и будут царствовать в целом мире, будут учить мир, будут управлять миром. Они имеют в себе жизнь Божественную, неистощимую, которая ни в какое продолжение времени, ни в каком пространстве или месте, ни в какой борьбе с миром иссякнуть не может. Они имеют в себе Божественное начало и предопределение о судьбах миpa, которого никакие усилия человеческие изменить не могут... Не послужил ли мир вселенскому распространению веры и любви Божией, когда гнал верующих во Христа повсюду? Не в самые ли бурные времена, когда мир в своих лжеучениях, кознях, открытиях, преследованиях истощал все усилия, чтобы поколебать веру и любовь Христову? Но, в итоге, она достигла наибольшей силы и торжества в мире!".
И ныне бесовские силы восстают против Бога. И ныне новоявленный Ирод ищет погубить младенца Христа. Уже сегодня сатана выдвигает свои законы, чтобы запретить праздник Рождества Христова. Вот на Кого он – сатана, покусился. На то, что было близко сердцу человека, за Кого люди проливали свою кровь, за Кого страдали, были мучимы и умерщвляемы, Кого славило детское сердце и прославляло Его всем существом от своей колыбели. Миллионы людей во всем мире славили и славят Рождество Христово. Но теперь кто-то задумал вырвать из христианского сердца, души и разума Этого "Отроча младо, Превечного Бога".
Да, время суровое и тревожное, когда сатана как хищник, как зверь делает еще один свой дерзкий рывок в сторону людей, чтобы оторвать их от Бога, чтобы дети не называли своих родителей именем отца и матери. Эти слова – Бог, отец, мать – по мнению новых богоборцев должны быть выброшены из человеческого лексикона. Но пусть знают те, кто выдвигает такие богоборческие идеи, что их усилия тщетны. Бороться с Богом пагубно. Бога не одолеть! Лишить младенца самого дорогого слова "мама" – это тяжкое преступление. Эти попытки в истории уже были. Чем они закончились? Они закончились большим распространением и утверждением веры во Христа во всем мире. А имена мать, отец приобрели новое звучание в жизни народа. Ибо Сам Бог заповедовал: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будеши на земли". Без матери, без отца дети сироты. Состояние таких детей несчастно, горько, безрадостно.
Дорогие братья и сестры! Не теряйте веры в Бога, любите Его! Любите своих родителей и своих детей. Мужайтесь, укрепляйтесь в вере во Христа. Помните слова Его: "Аз есмь с Вами и никтоже на вы!" "Разумейте языцы и покаряйтеся Творцу - Богу и Спасителю нашему, яко с нами Бог!"
Всех вас приветствую и поздравляю с великим всемирным праздником Рождества Христова, Богоявлением и Новым 2011 годом благости Божией. Всем вам желаю мира, благополучия, здоровья, радости духовной! Всегда быть чадами Божиими и здесь на земле и в вечной жизни. Да сохранит же нас Господь от оскудения веры и любви ко Христу!
К вере призваны все: и знатные, и мудрые и сильные миpa, и простые, и кроткие, и смиренные. Все служат ей, окружая верою и любовью Богочеловека Христа. Они составляют из себя Церковь Его, устрояя на земле царство неба, среди людей – царство Бога. И царствию Его не будет конца! АМИНЬ!
Смиренный, Божиею милостию, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ
Рождество Христово 2010 / 2011 гг. г. Псков
Комментарии